ГОСТ Р 55860 — 2013
е) выбор способов корректирующего управления рисками на основе базы данных с идеен-
тифицироеанными факторами риска на основе метода фильтров, используемых в цепях Дж. Ризона, и
базы данных с ранжированными ущербами;
ж) выбор стратегий действий при управлений безопасностью деятельности в ГА:
• Ne 1- «На авось» - подход NASA,
• № 2 - «С управлением рисками» - по FORAS, ACARS. MEL, необходимая для улучше
ния СБ системы и модернизации линий защиты.
5.7.2 Управление БП и безопасностью АД в течение жизненного цикла АТС
Рекомендуется следующая схема:
Осуществляется информационная интеграция всех процессов ЖЦ АТ, в отличие от применяв
шихся ранее компьютерной автоматизации и интеграции отдельных процессов при производстве АТ:
- «принципы, составляющие концепцию регулирования БП ВС по ИКАО» перечень из четырех
положений;
•нормативно-правовое регулирование БП и деятельности поставщиков услуг в ГА РФ;
•регулирование качества деятельности услуг в ГА;
- новая стратегия ИКАО в виде - проактивного регулирование безопасности полетов на основе
методов проактивного управления рисками:
• принятие новой доктрины «Надежность - риски - безопасность»;
• перечень основных научно- технических разработок, на основе которых могут быть созданы
система СУБП в целом и ее подсистемы материалы и рекомендации ИКАО;
- нормативно-правовое регулирование БП ВС;
- структура и функциональный состав СРБП регионального масштаба и СУБП поставщиков
авиационных услуг;
• правила включения СУБП в процессы деятельности поставщиков услуг;
• проактивный метод управления рисками в СУБП для обеспечения заданного уровня
безопасности полетов ВС ГА;
- процедуры процессов мониторинга и поддержания уровня безопасности полетов ВС ГА при ис
пользовании СУБП поставщиков;
• план реализации проекта СРБП регионального масштаба и проекта СУБП для поставщиков
авиационных услуг (типа авиакомпаний).
5.8 Разработка общих инструкций типа «Guide» или SMM по FAA
5.8.1 Перечень инструкций
N
p
1Структура и содержание СМБ АД для предприятия в форме стандарта предприятия.
N
p
2 Содержание руководства (типа Manual Guide) по созданию СМБ АД на основе стандарта
предприятия.
N
p
3 Системная иерархия терминов и определений, необходимых для создания СУБП
предприятия с участием требований стандарта предприятия.
N
p
4 Принцип использования результатов расследования негативных ситуаций в качестве базы
данных и базы знаний для проактивного управления ирисками по опасным факторам
прогнозируемых ситуаций.
N
p
5 Процедуры и схемы построения «Модулей опасности» по ИКАО для исследования в СУБП
в модуле управления рисками.
N
p
6 Автоматизация математических процедур построения цепей Дж. Ризона при выявлении
скрытых угроз проактивным методом.
N
p
7 Принцип построения баз данных и баз знаний в автоматизированной СМБ АД создание баз
данных на основе применения матриц риска с помощью накопленного активно портфеля матриц
рисков).
N
p
8 Инструкция по реализации стратегии контроля ИКАО БП по стратегии МНМ (МНМ -
непрерывный мониторинг).
N
p
9 Резолюция онеобходимости принятиивсеми национальными авиационными
сообществами, являющимися участниками соглашения по ИКАО, классификации событий, явлений и
факторов, рассматриваемых в сфере обеспечения безопасности АД, для того, чтобы в рамках
стратегии МНМ можно было определить однозначные трактовки и содержания результатов контроля
ИКАО мониторинг в режиме on - line состояние безопасности авиационной деятельности.
Из вышеперечисленного вытекают определения (по умолчанию - по ИКАО из РУБП) и для прак
тических разработок в виде четко различимых понятий в виде математических категорий, которые
включены в настоящий стандарт и представлены в 3.2.1.
При этом особое значение приобретают методы экспертного анализа рисков возникновения не
гативных сценариев событий с применением матриц анализа рисков. В этом заключаются сущность и
универсальность единого подхода к оценке безопасности через риски.
15