ГОСТ Р 55860 — 2013
(фильтры в линиях защиты).
- Система компьютерного сопровождения СМБ для проведения мониторинга БП с формирова
нием интегральных показателей управления безопасностью АД поставщиков обслуживания по раз
делам:
•Проработка принципиальных научно-методических вопросов;
• Разработка технико-экономического обоснования реализуемости решений по факторному уп
равлению рисками.
- Система отображения информации в обобщенном виде для предоставления информации
Руководству организации - поставщика обслуживания.
5.7 Методология построения системы управления безопасностью слож
ных технических систем (СТС) в течение жизненного цикла для каждого
поставщика услуг
5.7.1 Общие требования
Содержание вопросов, требующих решения на уровне отдельных поставщиков услуг, сле
дующие:
а) определение перечня стандартов, необходимых для обеспечения соответствия ТЭХ изделий
нормам поправки N
p
101;
б) разработка процедур сравнительного пересчёта остаточного риска производства в
эксплуатационные риски непрерывного жизненного цикла;
в) идентификация рисков и создание баз данных по факторам риска, угрозам и возможным
последствиям в информационных системах на основе ИПИ технологии;
г) стандартизация модулей и процедур анализа рисков и управления факторами расчетных
рисков с использованием идеологии МСО («минимальное сечение отказов») и цепей Дж. Ризона.
д) разработка общей схемы разграничения сфер применения положений ТН и ТСБ при оцени
вании значимости рисков с учетом результатов мониторинга полётной информации (ПИ) и анализа
трендов рисков;
е) обоснование новых стандартов на производство АТ с учетом требований, вытекающих
из концепции приемлемого риска для различных этапов эксплуатации АТ в течение жизненного
цик
ла;
ж) разработка процедур анализа трендов рисков в зависимости от ключевых факторов опа
сности для каждого ранга возможных угроз, в соответствии со стандартами типа IOSA. ISO:
и) стандартизация СМБ типа СМБ - 2 «для разработчиков авиационных комплексов;
к) кодирование признаков ситуаций, факторов опасности и создание баз данных на основе АСУ
ТП.
При выявление путей к катастрофе на основе принятой структурной схемы соединения эле
ментов надежности принимаются следующие положения:
• остаточный риск производимой техники обусловлен и определяется на этапах эксплуатации
систем и мониторинга показателей ТН по типовым регламентам обслуживания;
- «катастрофа» (авария) возникает в случае попадания системы в «минимальное сечение
отказов» в виде цепей событий, определяющих функциональный отказ типа «цепи Ризона»;
- используется метод перебора комбинаций событий типа «отказов» без расчетов «вероят
ностей возникновения отказов», поскольку значение вероятностей определяет только меру случай
ной возможности возникновения «аварии», но не влияет на последствия или физические условия
конкретной «аварии».
Процедуры (фазы или некоторые шаги производства):
а) разработка конструктивных схемы соединения элементов надежности системы - в рамках
класс-сических подходов ТН;
б) выявлении перечня (множества) минимальных сечений отказов в технической системе АТ
с указанием, заданных комбинаций отказов в выделенных МСО. что необходимо для оценивания
степени приближения показателя случайности события (отказов) на уровне 10 -Ю ” по показателю
ФРНС;
в) определение иерархических наборов функциональных отказов системы (АТ), приводящих
к катастрофам (авариям) заданного ранга с ранжированным набором возможных прогнозируемых
негативных последствий (ущербов);
г) составление базы данных по возможным ущербам в каждом из функциональных отказов,
определение и классификация скрытых угроз и факторов риска, которые должны быть учтены в цепях
сценариев событий поДж. Риэону;
д) о выявление возможных путей к катастрофе по методу цепей Дж. Ризона, на основе изве
стных программированных комплексов «DEMO», «ADS», «MATRIX», «FAILURES», «SHEL». раз
работанных в промышленно;
14