ГОСТ 32410-2013
друга не более чем на 10 %;
- расчетноеиэкспериментальноезначениядлинырабочегоучасткадиаграммы
деформирования УПЭ отличаются друг от друга не более чем на 10 %;
- средние значения осевойсилы, приложенной к УПЭ. полученные в расчетах и в
испытаниях, отличаются друг от друга не более чем на 10 %;
- характер деформирования УПЭ. полученный при испытаниях соответствует характеру
деформирования УПЭ. полученному при расчетах.
9.10 Для контроля выполнения требований к крэш-системе по 7.1, 7.2 применяют расчетный
контроль (численное моделирование процессов аварийного столкновения ПС с препятствием
согласно сценариям столкновений).
П р и м е ч а н и е - Допускается контроль выполнения требований к крэш-системе по 7.1, 7.2
осуществлять путем проведения натурных испытаний аварийного столкновения ПС с препятствием
согласно сценариям столкновений. При проведении таких испытаний, их результаты (измеренные
средние значения продольных ускорений единиц ПС, величины остаточных деформаций кузовов)
используют для проверки соответствия крэш-системы требованиям по 7.1, 7.2 независимо от
результатов расчетного контроля по 9.11 - 9.14.
9.11 Расчетный контроль выполнения требований к крэш-системе по 7.1, 7.2 осуществляют с
помощью численного моделирования динамических процессов в ПС при его аварийном столкновении с
препятствием согласно принятым сценариям столкновения(см. раздел 6) с
использованием расчетных моделей УПЭ. признанных адекватными (см. 9.9).
9.12 При расчетном контроле выполнения требований к крэш-системе по 7.1, 7.2
разрабатывают общую расчетную модоль аварийного столкновения ПС с препятствием, в которой
учитывают:
- жесткостные и массовые характеристики единиц ПС на основе трехмерного представления
несущих конструкций кузовов единиц ПС и тележек;
- нелинейные характеристики сцепных устройств, включая поглощающие аппараты;
- нелинейные характеристики УПЭ (нелинейные свойства материалов, перемещения и
деформации в системе, контактное взаимодействие элементов конструкций);
- размещение УПЭ на единицах ПС (включая конкретное расположение УПЭ на единицах ПС)
и распределение энвргопоглощения между отдельными УПЭ.
Допускается единицы ПС. следующие за головной единицей ПС, моделировать в общей
динамической модели упрощенно с одномерным представлением кузовов этих единиц ПС. В этом
случае водномерных моделях кузовов единиц ПС. следующих за головной, учитывают:
- продольные жесткости кузовов;
- жесткости сцепных устройств;
- нелинейные свойства поглощающих аппаратов сцепных устройств;
- жесткостные характеристики УПЭ.
Модуль кабины головной единицы ПС, УПЭ в передней части головной единицы ПС и узлы
крепления УПЭ на кузове в расчетной динамической модели ПС должны быть отражены подробно (с
трехмерным моделированием основных несущих элементов конструкции).
9.13 При расчетном контроле выполнения требований к крэш-системе по 7.1, 7.2 расчетным
методом получают:
- временные процессы продольных ускорений единиц ПС при аварийном столкновении с
препятствием.
- средние значения продольных ускорений единиц ПС;
- временные процессы суммарных усилий, действующих на несущую конструкцию кузова
единицы ПС в местах установки УПЭ;
- максимальные абсолютные значения суммарных усилий на единицу ПС от УПЭ и от
соседних единиц ПС;
- средние значения суммарных усилий на единицу ПС от УПЭ и от соседних единиц ПС:
- значения поглощенной с помощью УПЭ энергии (суммарно для всех УПЭ и для каждого УПЭ
в отдельности);
- величины остаточных деформаций кузовов единиц ПС.
9.14 Полученные расчетом по 9.11 - 9.13 средние значения продольных ускорений единиц ПС
и величины остаточных деформаций кузовов единиц ПС используют для проверки соответствия
крэш-системы требованиям по 7.1. 7.2. Остальные результаты расчетов по 9.11 -9.13 используют
для экспертизы расчетов по 9.15.
9.15 Заказчиком ПС может быть назначена экспертиза расчетов, выполняемая самостоятельно
или с привлечением независимой компетентной организации. Разработчик и/или изготовитель ПС
обязаны представить для экспертной проверки всю необходимую техническую документацию.
11