Город Волгоград
«10» апреля 2019 г. Дело № А12-4527/2019
Судья Арбитражного суда Волгоградской области Я.Л. Сорока,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
дело № А12-4527/2019 по заявлению
Индивидуального предпринимателя Носкова Андрея Викторовича
(ИНН 343600010137 ОГРН 304345319700035)
к государственному инспектору Сочинского отдела Межрегионального отдела управления
государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Ситнову Алексею Евгеньевичу, об оспаривании постановления по делу об
административном правонарушении,
при участии в деле в деле в качестве заинтересованных лиц: Сочинский отдел
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по
Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта, Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по
Краснодарскому краю и Республике Адыгея Федеральной службы по надзору в сфере
транспорта (МУГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея),
Установил:
индивидуальный предприниматель Носков Андрей Викторович обратился в
Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене
постановления государственного инспектора Сочинского отдела Межрегионального
отдела управления государственного автодорожного надзора по Краснодарскому краю и
Республике Адыгея Ситнова А.Е. от 20.08.2018 ААА № 095298 о привлечении
предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи
19.7.9
КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере
30 000 руб.
Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по
Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее-управление, административный орган)
представило отзыв, в котором указывает на несогласие с требованиями заявителя.
Кроме того, заявитель просит восстановить срок для обжалования и приостановить
исполнительное производство, по взысканию штрафа.
Заявитель указал, что копия постановления получена 31.01.2019, что
подтверждается копией конверта и перепиской с административным органом. Заявление в
суд направлено 06.02.2019.
В связи с чем, просит восстановить срок для подачи заявления в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее АПК РФ) заявление об оспаривании решения
административного органа о привлечении к административной ответственности может
быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии
оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае
пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В ч. 2,3 статьи 113 АПК РФ указано, что сроки совершения процессуальных
действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое
обязательно должно наступить, или периодом, в течение которого действие может быть
совершено. Процессуальные сроки исчисляются годами, месяцами и днями. В сроки,
исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым восстановить срок
обжалования.
Как следует из материалов дела, 30.06.2018 индивидуальным предпринимателем
Носковым А.В. осуществлялась перевозка пассажиров в количестве 19 человек и багажа
по заказу в междугороднем сообщении по маршруту г. Камышин - г. Сочи, между
населенными пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской
Федерации, на автобусе марки «СЕТРА» государственный номер В409КМ134, под
управлением водителя Воронина С.В., по федеральной автомобильной дороге А-147
«Джубга-Сочи» км.80+700 км. без предоставления сведений в автоматизированную
централизованную базу персональных данных о пассажирах и персонале транспортных
средств, что является нарушением требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16 ФЗ
"О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ, Закон о транспортной
безопасности)
Административным органом составлен акт осмотра транспортного средства № 09-
291-11 от 30.06.2018, согласно которого, в отношении данного транспортного средства
отсутствует информация по передаче персональных данных в автоматизированные
централизованные базы персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже)
транспортных средств (далее - АЦБПДП), а именно в ФГУП "ЗащитаИнфоТранс"
(оператор Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной
безопасности - ЕГИС ОТБ) от 23.10.2017 N 2532.07-22/2379.
Управление пришло к выводу о том, что предприниматель, являясь субъектом
транспортной инфраструктуры и перевозчиком, осуществляя перевозки пассажиров
автомобильным транспортом в междугородном сообщении, не обеспечил подключение к
подсистеме взаимодействия АЦБПДП.
17.08.2018 уполномоченным лицом Управления в отношении предпринимателя
составлен протокол об административном правонарушении АКА № 093220,
предусмотренном частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 20.08.2018 Предприниматель привлечен к
административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с
назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, предприниматель
обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд, указывая на отсутствие состава
административного правонарушения, а также неизвещение административным органом о
рассмотрении административного дела и принятого по нему решению.
Частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ предусмотрена административная
ответственность за непредставление сведений в автоматизированные централизованные
базы персональных данных о пассажирах и персонале транспортных средств или
представление недостоверных сведений либо нарушение порядка формирования и
ведения указанных баз, совершенные по неосторожности.
Частью 1 статьи 11 Закона о транспортной безопасности предусмотрено, что в
целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной
безопасности, являющаяся собственностью Российской Федерации.
Информационная система, указанная в части 1 настоящей статьи, состоит в том
числе из автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах
и персонале транспортных средств (АЦБПДП). Такие базы формируются при
осуществлении в частности перевозок автомобильным транспортом, в том числе по
заказу, в международном сообщении и в междугородном сообщении между населенными
пунктами, расположенными на территориях разных субъектов Российской Федерации
(часть 2 статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 16-ФЗ АЦБПДП формируются на
основании информации, предоставленной, в том числе субъектами транспортной
инфраструктуры и перевозчиками.
Согласно части 5 статьи 11 Закона N 16-ФЗ при оформлении проездных
документов (билетов) и формировании персонала (экипажей) транспортных средств
передаче в АЦБПДП подлежат следующие данные: фамилия, имя, отчество; дата
рождения; вид и номер документа, удостоверяющего личность, по которому
приобретается проездной документ (билет); пункт отправления, пункт назначения, вид
маршрута следования (беспересадочный, транзитный); дата поездки; пол; гражданство.
Исходя из положений пунктов 5 - 5.3 статьи 11 Закона N 16-ФЗ, данные сведения
подлежат обязательной передаче в АЦБПДП:
-
при оформлении проездных документов (билетов) и формировании персонала
(экипажа) транспортных средств;
-
при бронировании проездных документов (билетов);
-
при формировании списков пассажиров при осуществлении перевозки
пассажиров по заказу.
При этом информация о персонале (экипаже) транспортных средств, указанная в
части 5.3 настоящей статьи, передается в автоматизированные централизованные базы
персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств по
завершении формирования экипажей транспортных средств, но не позднее чем за 24 часа
до момента отправления транспортного средства (пункт 5.4 статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
В случае изменения (дополнения) состав экипажа транспортного средства сведения
о включенных в состав экипажа транспортного средства лицах передаются в АЦБПДП
незамедлительно, но не позднее момента отправления транспортного средства (пункт 5.5
статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз
персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также
предоставления содержащихся в них данных устанавливается уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
(часть 6 статьи 11 Закона N 16-ФЗ).
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19.07.2012 N 243
утвержден Порядок формирования и ведения автоматизированных централизованных баз
персональных данных о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств, а также
предоставления содержащихся в них данных (далее - Порядок N 243).
Согласно пункту 7 Порядка N 243 перевозчики и субъекты транспортной
инфраструктуры обеспечивают передачу сведений по перевозкам пассажиров, включая
персональные данные о пассажирах и персонале (экипаже) транспортных средств,
полученные: при совершении регистрируемых операций в ходе оформления проездных
документов (билетов); при формировании списков пассажиров при осуществлении
перевозки пассажиров заказными (перевозками по заказу) рейсами; при формировании
персонала (экипажей) транспортных средств.
В соответствии с пунктом 12 Порядка N 243 перевозчики и субъекты транспортной
инфраструктуры (далее - поставщики информации) в соответствии с установленной
сферой ведения при оформлении проездных документов (билетов) обеспечивают передачу
сведений о пассажирских перевозках оператору единой государственной
информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ).
Информационное взаимодействие поставщиков информации и оператора ЕГИС
ОТБ, а также оператора ЕГИС ОТБ и потребителей осуществляется на основании
соглашений (пункт 18 Порядка N 243).
Согласно пунктам 29, 33 Порядка N 243 передача данных осуществляется через
подсистему взаимодействия (шлюз) АЦБПДП, к которому перевозчик или субъект
транспортной инфраструктуры обеспечивает подключение. Оператор ЕГИС ОТБ
предоставляет перевозчику (субъекту транспортной инфраструктуры) параметры
подключения к шлюзу АЦБПДП. Для передачи данных используются публичные или
специальные защищенные IP-сети. Для передачи данных перевозчик (субъект
транспортной инфраструктуры) создает основной и резервный каналы передачи.
Административный орган указывает, что предприниматель не предоставил
сведения в автоматизированные централизованные базы персональных данных о
пассажирах и персонале данного транспортного средства.
Таким образом, по мнению административного органа, предприниматель являясь
субъектом транспортной инфраструктуры и перевозчиком, осуществляя перевозки
пассажиров автомобильным транспортом в междугородном сообщении, не обеспечил
подключение к подсистеме взаимодействия АЦБПДП, не создал основной и резервный
каналы передачи данных.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об
оспаривании решения административного органа о привлечении к административной
ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и
обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих
полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение,
устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной
ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не
истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также
иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа
арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет
оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности
только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его
вина.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения
осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об
административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии
возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех
зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств,
предусмотренных ч.2 ст. 26.2. КоАП РФ.
Суд должен установить, правильно ли составлен протокол об административном
правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и
сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления
протокола.
Суд пришел к выводу, что Управлением допущены нарушения порядка
привлечения к ответственности предпринимателя.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со
всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять
ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными
процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в
отношении которого ведется производство по делу об административном
правонарушении.
В соответствии со ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об
административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и
переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в
производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении,
повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по
факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки,
обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения
составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями
1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его
составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о
лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если
имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие
административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта
Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за
данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного
представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные
сведения, необходимые для разрешения дела.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении
которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть
предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном
правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по
содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического
лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется
производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в
установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в
их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется
лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления
указанного протокола.
В пунктах 10 и 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной
практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено,
что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие
лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о месте, дате, времени
составления протокола и о факте нарушения, в связи с которым составляется протокол,
уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли
причины неявки уважительными.
При рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений)
административных органов о привлечении к административной ответственности судам
следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и
достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об
административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении
протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности
воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением
в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
положения статьи 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об
административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в
отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. Таким
образом, нарушение порядка составления протокола следует рассматривать как
нарушение порядка привлечения к административной ответственности.
Лицо, не извещенное надлежащим образом о месте и времени составления
протокола, лишено предоставленных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку не может
квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленных
обвинений, а также воспользоваться помощью защитника в момент возбуждения дела об
административном правонарушении.
В качестве доказательств извещения, Управлением представлено уведомление от
13.08.2018 № 09-495 о дате и месте составления протокола об административном
правонарушении, в котором указано, что данное уведомление направлено по электронной
почте 13.08.2018 по адресу: doroga34@rambler.ru, при этом каких-либо заявлений и иных
доказательств, свидетельствующих о принадлежности данного адреса именно заявителю,
суду не представлено, в то время как предпринимателем оспаривается факт извещения о
дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Иных доказательств, свидетельствующих о получении указанного уведомления,
либо извещении предпринимателя о времени и месте составления протокола об
административном правонарушении, суду не представлено.
Доводы об устном извещении предпринимателя в порядке ст. 65 АПК РФ также не
подтверждены.
При таких обстоятельствах, представленные административным органом
документы, не могут служить надлежащим извещением заявителя о времени месте
составления протокола об административном правонарушении.
По смыслу и содержанию статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях административный орган обязан предоставить
привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать
гарантии защиты. Ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной
ответственности, о времени и месте составления протокола является существенным
нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо,
привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом
Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты: права
на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных
обвинений, права пользоваться юридической помощью защитника.
В силу требований статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях законному представителю не только должны быть
разъяснены его процессуальные права, но и должна быть обеспечена возможность лично
присутствовать при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном
правонарушении. Такая возможность административным органом не обеспечена.
Соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях достигается не только в случае присутствия лица,
привлекаемого к административной ответственности, но и при его отсутствии при
условии его надлежащего извещения о времени и месте составления протокола об
административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, пункта 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации от 27.01.2003 № 2 и пункта 10 постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 существенные нарушения
порядка привлечения к административной ответственности служат основанием для
удовлетворения требования о признании незаконным постановления административного
органа о привлечении к административной ответственности.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что привлечение к
ответственности незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к
ответственности, административное правонарушение.
На основании изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 211, 229 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
Заявление индивидуального предпринимателя Носкова Андрея Викторовича
удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Сочинского отдела
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по
Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 20.08.2018 ААА № 095298 о привлечении
индивидуального предпринимателя Носкова Андрея Викторовича к административной
ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.7.9 КоАП РФ и назначении
наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
в установленный законом срок через Арбитражный суд Волгоградской области.
Судья Я.Л. Сорока