Хорошие продукты и сервисы
Наш Поиск (введите запрос без опечаток)
Наш Поиск по гостам (введите запрос без опечаток)
Поиск
Поиск
Бизнес гороскоп на текущую неделю c 20.05.2024 по 26.05.2024
Открыть шифр замка из трёх цифр с ограничениями

Судебная практикаСудебная практика общей юрисдикции часть 61 за 2019 год — Решение по делу №2-2687/2019 от 10 апреля 2019 года Сыктывкарским городским судом (Республика Коми)

Решение по делу №2-2687/2019 от 10 апреля 2019 года

или поделиться

Оглавление

Установил:Решил:

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Машкалевой О.А.

при секретаре Ухановой М.С.,

с участием:

представителей истца ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара» Жолудь С.С., Агарковой Ю.А.,

представителя ответчика Белоголова Р.Д. – Тоболева В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре

10 апреля 2019 г. гражданское дело по иску ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" к Белоголову ФИО7 о взыскании излишне выплаченных денежных средств,

Установил:

ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара» обратилось в суд с иском к Белоголову Р.Д. о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 49898,24 рублей, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 2387,26 рублей. В обоснование требований указано, что ** ** ** в беззаявительном порядке ответчику была назначена региональная социальная доплата к пенсии, которая выплачивается лицам. О назначении данной доплаты ответчик был поставлен в известность, а также уведомлен о необходимости известить центр об осуществлении трудовой деятельности. Данная обязанность ответчиком не была исполнена. По информации , которая поступила в центр в ** ** ** г., ответчик осуществлял трудовую деятельность. В связи с чем, по вине ответчика образовалась переплата доплаты за период с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** в размере 49898,24 рублей.

В судебном заседании, начавшемся 08.04.2019 в 15 часов 30 минут и продолжившемся 10.04.2019 в 12 часов, представители истца требования поддержали, представитель ответчика с требованиями не согласился.

Ответчик в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан устанавливаются Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ была введена статья 12.1, которая начала действовать с 01.01.2010.

Согласно п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с п. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 10 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 56-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предоставляется государственная социальная помощь, в том числе региональная социальная доплата к пенсии.

В целях реализации закона постановлением Правительства Республики Коми от 20.11.2009 № 342 в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" были введены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера.

В соответствии с Правилами (в редакции от 20.11.2009) региональная социальная доплата к пенсии устанавливается неработающему пенсионеру (п. 2).

Для назначения региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер обращается в центр по предоставлению государственных услуг по месту жительства или месту пребывания с заявлением и всеми необходимыми документами (п. 5 Правил).

Региональная социальная доплата к пенсии назначается с 1 января 2010 г., но не ранее возникновения права на ее назначение, при обращении пенсионера за ее назначением по 31 декабря 2010 г. включительно.

При обращении пенсионера за назначением региональной социальной доплаты к пенсии после 1 января 2011 г. региональная социальная доплата к пенсии назначается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и всеми необходимыми документами (п. 11 Правил).

Региональная социальная доплата к пенсии не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (п. 15 Правил).

Судом установлено, что ответчик с января ** ** ** г. по апрель ** ** ** г. являлся получателем региональной социальной доплаты.

** ** ** истцом было направлено уведомление ответчику о праве на установление региональной социальной доплаты к пенсии, в котором указано, что истец является потенциальным получателем региональной социальной доплаты к пенсии, в случае желания отказаться от доплаты необходимо обратиться в , отсутствие обращения по умолчанию будет признано согласием на получение доплаты. Уведомление получено ответчиком ** ** **.

Доводы представителя ответчика о том, что истец необоснованно назначил ответчику доплату к пенсии, судом не принимаются. Ни ответчик, ни его представитель не указывают, какие права и законные интересы ответчика были нарушены назначением социальной доплаты к пенсии в отсутствие соответствующего заявления. Вместе с тем никаких прав ответчика решением истца назначить ответчику социальную доплату к пенсии не нарушено. Заявлений об отказе в получении доплаты ответчиком в адрес истца не направлялось. Факт получения от истца денежных средств за период с января ** ** ** г. по апрель ** ** ** г. ответчиком не оспаривается.

Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 17.11.2009 № АД-28-25/11252 "Об организационных мероприятиях, связанных с установлением социальных доплат к пенсии" в целях подготовки к реализации статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ дал разъяснения.

Так в письме указано, что ч. 6 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что социальная доплата к пенсии устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами.

В отношении граждан, которые по состоянию на 31 декабря 2009 г. являются получателями пенсии в соответствии с федеральными законами от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", решение об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии должно приниматься территориальным органом ПФР на основании сведений, имеющихся в его распоряжении, с уточнением по данным индивидуального (персонифицированного) учета факта работы пенсионера и (или) осуществления им иной деятельности, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, а также сведений о мерах социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъекта Российской Федерации в денежном выражении, и сведений о денежных эквивалентах мер социальной поддержки, их денежных компенсациях, полученных от уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в рамках информационного взаимодействия.

В целях выяснения волеизъявления пенсионеров о получении федеральной социальной доплаты к пенсии предложено при проведении данной работы информировать граждан, которым с 1 января 2010 г. будет установлена федеральная социальная доплата к пенсии, путем вручения им Уведомлений о праве на установление (об установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии.

Также в письме указано, что целесообразно применение различных форм индивидуальной работы по уведомлению пенсионеров о праве на установление (об установлении) федеральной социальной доплаты к пенсии. При этом территориальными органами ПФР должны быть выработаны согласованные действия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципалитетами, а также организациями, осуществляющими доставку пенсий и иных социальных выплат.

В связи с поступлением в с информации в электронной форме об ответчике, как имеющем право на установление социальной доплаты к пенсии, так как его размер пенсии меньше величины прожиточного минимума, то было принято решение о назначении ответчику социальной доплаты к пенсии, что не противоречит разъяснениям ПФР.

Также истцом в адрес ответчика было направлено уведомление по форме, предусмотренной в письме ПФР от ** ** ** №...

В уведомлении, направленном в адрес ответчика, также указана обязанность получателя доплаты к пенсии безотлагательно извещать об осуществлении трудовой или иной деятельности.

Указанную обязанность ответчик не исполнил.

В мае ** ** ** г. в адрес истца с поступили сведения, что ответчик осуществлял трудовую деятельность. В связи с этим, выплата доплаты к пенсии ответчику с мая ** ** ** г. была прекращена.

В силу п. 12 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В соответствии с Правилами (в редакции от 20.11.2009) пенсионер обязан безотлагательно извещать центр по предоставлению государственных услуг о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты (п. 22).

Суммы региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные пенсионеру по его вине, возмещаются пенсионером добровольно. В случае отказа пенсионера от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром по предоставлению государственных услуг в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 25 Правил).

В соответствии с Правилами в действующей редакции пенсионер обязан извещать центр по предоставлению государственных услуг о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера региональной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты, в течение двух недель со дня наступления указанных обстоятельств (п. 46).

Суммы региональной социальной доплаты к пенсии, излишне выплаченные пенсионеру по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями; сокрытие данных, влияющих на право получения указанной доплаты и исчисление ее размера), возмещаются пенсионером добровольно либо удерживаются с его согласия по решению центра по предоставлению государственных услуг из суммы, причитающейся ему при каждой последующей выплате за весь период, в течение которого у пенсионера отсутствовало право на выплату указанной доплаты.

В случае отказа пенсионера от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром по предоставлению государственных услуг в судебном порядке и в сроки в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 41 Правил).

Согласно записям трудовой книжки ответчик работал с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** на ** ** **.

Обязанность по уведомлению об осуществлении трудовой деятельности ответчик не исполнил.

В связи с этим, суд считает требования истца о взыскании с ответчика излишне выплаченной социальной доплаты к пенсии обоснованными.

Доводы представителя ответчика о том, что сведения о работе ответчика имелись в органах ПФР и налоговой службе, в связи с чем при обмене информацией с данными органами истец мог знать о работе ответчика, судом не принимаются.

Ни нормами Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, ни нормами постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 281 не предусмотрено обмениваться информацией в целях установления социальных доплат к пенсии с налоговыми органами.

В соответствии с п. 14 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных настоящей статьей, обмен соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе осуществляют территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

До 22.05.2017 действовал Порядок обмена информацией между территориальными органами ПФ РФ и уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте РФ в целях установления социальных доплат к пенсии, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20.11.2009 № 917н.

В соответствии с п. 4 Порядка в целях осуществления обмена информацией уполномоченными органами исполнительной власти в субъекте Российской Федерации ведется учет получателей социальных доплат к пенсии по следующим параметрам:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);

2) фамилия, имя, отчество, а также фамилия, которая была при рождении;

3) дата рождения;

4) место рождения;

5) пол;

6) адрес места жительства;

7) серия и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа;

8) категория гражданина, определенная в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка;

9) сведения о законном представителе (опекуне, попечителе, родителе) лица или его представителе по доверенности (фамилия, имя, отчество, почтовый адрес места жительства, места пребывания, дата рождения);

10) информация о способе доставки пенсии и сведения об организации, через которую осуществляется выплата.

В соответствии с п. 11 Порядка территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на основании имеющихся информационных ресурсов ежемесячно формирует и направляет в уполномоченные органы исполнительной власти в субъекте Российской Федерации информацию на граждан, у которых сумма денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, меньше величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Информация направляется в срок до 10 числа текущего месяца по состоянию на 1 число месяца и должна содержать сведения, указанные в подпунктах 1 - 8 пункта 4 настоящего Порядка, а также следующую информацию:

1) вид (виды) пенсии (пенсий);

2) сумма (суммы) пенсии (пенсий);

3) дата и срок установления пенсии (пенсий);

4) сумма дополнительного материального (социального) обеспечения;

5) дата и срок установления дополнительного материального (социального) обеспечения;

6) сумма установленных ежемесячных денежных выплат (включая стоимость набора социальных услуг);

7) дата и срок установления ежемесячных денежных выплат (включая стоимость набора социальных услуг);

8) сведения о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии (пенсий).

Данный порядок обмена информацией предусмотрен и Порядком обмена информацией между территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, утвержденным Приказом Минтруда России от 18.04.2017 N 365н.

Согласно п. 12 Порядка на граждан, подавших заявление об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, граждан, которые имеют право на установление региональной социальной доплаты к пенсии в беззаявительном порядке, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее одного рабочего дня, следующего за днем приема заявления, формирует запрос и направляет его в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Порядка территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации после получения запроса формирует информацию о размерах денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, граждан, указанных в запросе, и в течение 5 рабочих дней направляет ее в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Информация должна содержать сведения, указанные в подпунктах 1 - 10 пункта 4 настоящего Порядка (страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС); фамилия, имя, отчество (при наличии); дата рождения; место рождения; пол; адрес места жительства; серия и номер паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанных документов, наименование выдавшего их органа; категория гражданина, определенная в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка; сведения о законном представителе (опекуне, попечителе, родителе) гражданина или его уполномоченном представителе (фамилия, имя, отчество (при наличии), почтовый адрес места жительства, места пребывания, дата рождения); информация о способе доставки пенсии и сведения об организации, через которую осуществляется выплата) и подпунктах 1 - 8 пункта 11 настоящего Порядка (вид (виды) пенсии (пенсий); сумма (суммы) пенсии (пенсий); дата и срок установления пенсии (пенсий); сумма дополнительного материального (социального) обеспечения; дата и срок установления дополнительного материального (социального) обеспечения; сумма установленных ежемесячных денежных выплат (включая стоимость набора социальных услуг); дата и срок установления ежемесячных денежных выплат (включая стоимость набора социальных услуг); сведения о приостановлении (прекращении) выплаты пенсии (пенсий)).

Таким образом, Порядком не предусмотрено предоставлять органами ПФР сведений об осуществлении лицами, получающими социальные доплаты к пенсии, трудовой деятельности.

Также необоснованны доводы представителя ответчика и о пропуске истцом срока исковой давности.

Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

В соответствии с ч. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как установлено, истец узнал о нарушении своего права в мае ** ** ** г., когда поступили сведения из . Трехлетний срок исковой давности истекает в мае ** ** ** г. В суд с иском истец обратился 13.02.2019. Таким образом, истцом не нарушен срок исковой давности.

С учетом изложенного, требования истца о взыскании с ответчика излишне выплаченной социальной доплаты к пенсии в размере 49898,24 рублей подлежат удовлетворению.

В силу статьи 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.

В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 13, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 08 октября 1998 "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами", имея в виду, что статья 395 ГК РФ предусматривает последствия неисполнения или просрочки исполнения денежного обязательства, в силу которого на должника возлагается обязанность уплатить деньги, положения данной статьи не применяются к отношениям сторон, если они не связаны с использованием денег в качестве средства платежа, средства погашения денежного долга.

В данном случае отношения между сторонами по своему характеру не являются гражданско-правовыми обязательствами, а финансовыми, публично-правовыми отношениями по социальному обеспечению. В связи с этим, оснований для применения положений статьи 395 ГК РФ в рамках разрешения спорных правоотношений у суда не имеются.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Решил:

Требования ГБУ РК ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сыктывкара" удовлетворить частично.

Взыскать с Белоголова ФИО7 в пользу ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» сумму излишне выплаченной региональной социальной доплаты к пенсии в размере 49898 (сорок девять тысяч восемьсот девяносто восемь) рублей 24 копейки.

Требование ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Сыктывкара» к Белоголову ФИО7 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья О.А. Машкалева

Скачать в MS Word docx

Скачать в PDF

Подписывайтесь на наш Youtube канал!

Поддержать проект

Категории/группы документов

23Мировые соглашения

Рекомендуем

Постановление по делу №5-3/2019 от 10 апреля 2019 года
Лунинским районным судом (Пензенская область)
Решение по делу №А40-89849/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд г. Москвы
Определение по делу №13-69/2019 от 10 апреля 2019 года
Трусовским районным судом г. Астрахани (Астраханская область)
Определение по делу №А68-387/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Тульской области
Постановление 19-й ААС по делу №А14-12039/2012 от 10 апреля 2019 года
Постановление АС Московского округа по делу №А40-221800/2017 от 10 апреля 2019 года
Арбитражным судом Московского округа
Решение по делу №А60-10444/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области
Решение по делу №А68-14879/2018 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Тульской области
Решение по делу №А60-4591/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Свердловской области
Определение по делу №13-66/2019 от 10 апреля 2019 года
Сарапульским районным судом (Удмуртская Республика)
Решение по делу №2-2687/2019 от 10 апреля 2019 года
Сыктывкарским городским судом (Республика Коми)
Определение по делу №13-49/2019 от 10 апреля 2019 года
Карагайским районным судом (Пермский край)
Решение по делу №А41-30333/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Московской области
Решение по делу №12-49/2019 от 10 апреля 2019 года
Зольским районным судом (Кабардино-Балкарская Республика)
Постановление по делу №5-65/2019 от 10 апреля 2019 года
Анжеро-Судженским городским судом (Кемеровская область)
Определение АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу №А56-143882/2018 от 10 апреля 2019 года
Определение АС Владимирской области по делу №А11-11350/2014 от 10 апреля 2019 года
Постановление АС Московского округа по делу №А40-172881/2018 от 10 апреля 2019 года
Арбитражным судом Московского округа
Решение по делу №А41-28233/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Московской области
Определение по делу №А32-8213/2019 от 10 апреля 2019 года
Арбитражный суд Краснодарского края