Решение по административному делу - первый пересмотр
Информация по делу №12-47/2019
Дело № 12-47/2019
Р Е Ш Е Н И Е
на постановление по делу об административном правонарушении
10 апреля 2019 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия в составе судьи Бастраковой А.О.,
при секретаре Елешиной Г.В.,
с участием представителя администрации г.Черногорска Соломачева Э.Ю., действующего на основании доверенности от 09.06.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя администрации города Черногорска Соломачева Э.Ю. на постановление начальника Черногорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия – старшего судебного пристава Бастрыгина М.Е. от 14.02.2019, которым администрация города Черногорска привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
Установил:
Постановлением начальника Черногорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия – старшего судебного пристава Бастрыгина М.Е. от 14.02.2019 администрация города Черногорска признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель администрации г. Черногорска Соломачев Э.Ю. обратился в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, мотивируя жалобу тем, что, не оспаривая события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, считает причины данного неисполнения уважительными, а, следовательно, вину в совершении административного правонарушения не установленной, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.
В судебном заседании представитель администрации г. Черногорска Соломачев Э.Ю. поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснил, что исполнение требования невозможно ввиду отсутствия денежных средств. Факт неисполнения администрацией г. Черногорска содержащегося в исполнительном документе требований неимущественного характера в установленный судебным приставом срок установлен и подтверждается материалами дела. Судебным приставом установлен лишь факт неисполнения заявителем содержащегося в исполнительном документе требований неимущественного характера, не исследованы и не учтены при вынесении постановления предоставленные в материала дела доказательства уважительности причин неисполнения судебного акта, а, следовательно, вины в совершении вменяемого административного правонарушения старшим судебным приставом не установлено. Просит признать незаконным и отменить постановление от 14.02.2019 о привлечении администрации г. Черногорска к административной ответственности по ч.1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явилось, о дате и времени рассмотрения вышеуказанного дела извещено надлежащим образом, ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявляло.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
По смыслу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ государственные органы, доказывая вину юридического лица, должны установить совокупность двух фактов: наличие у лица возможности для соблюдения правовых норм, охраняемых законом; принятие данным лицом всех зависящих от него мер для соблюдения указанных норм.
Установление виновности либо невиновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что вступившим в законную силу решением Черногорского городского суда Республики Хакасия от 07.09.2017 на администрацию г.Черногорска возложена обязанность предоставить Дьяченко Е.О., *** г.рождения, жилое помещение по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, площадью не менее установленной на территории муниципального образования город Черногорск нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма для одиноко проживающего человека, соответствующее требованиям жилищного законодательства, санитарным и техническим требованиям.
25.10.2017 выдан исполнительный лист серии ФС № 013515530, 08.11.2018 возбуждено исполнительное производство.
23.01.2019 судебным приставом-исполнителем Черногорского городского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Хакасия Мункиной Л. И. в адрес должника вынесено требование об исполнении требований исполнительного документа в пятидневный срок.
В связи с неисполнением должником указанного требования 13.02.2019 судебным приставом-исполнителем Мункиной Л.И. в отношении администрации г. Черногорска составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
14.02.2019 начальником Черногорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия – старшим судебным приставом Бастрыгиным М.Е. вынесено постановление о привлечении администрации г. Черногорска к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Согласно сопроводительному письму постановление по делу об административном правонарушении направлено в администрацию 20.02.2019, получено последней 21.02.2019. С жалобой в суд администрация обратилась 27.02.2019, следовательно, десятидневный срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушен.
Административный орган при вынесении постановления не принял во внимание следующее.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах представленных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 15.08.2005 года № 55-ЗРХ «О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включают в себя однократное обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в порядке установленном законодательством Республики Хакасия.
Частью 1 ст. 3 Закона № 55-ЗРХ предусмотрено, что финансирование расходов на обеспечение основных и дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, производится из средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Согласно ч.ч. 1 и 2 статьи 1 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 85-ЗРХ) муниципальные образования Республики Хакасия, в том числе и муниципальное образование город Черногорск, наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот, включающими в себя предоставление данной категории лиц жилых помещений.
На основании ч. 1 ст. 2 Закона № 85-ЗРХ на осуществление переданных государственных полномочий (по решению вопросов социальной поддержки детей-сирот), органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия, сроки и порядок предоставления которых определяются Правительством Республики Хакасия.
В соответствии с правовым смыслом Закона Республики Хакасия № 107-ЗРХ к обязанностям органов местного самоуправления и, в частности, Администрации г. Черногорска, при решении вопросов обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, относятся организация учета детей-сирот, у которых возникло право на жилое помещение, формирование списков и очереди на предоставление жилья.
Статьей 3 Закона № 85-ЗРХ предусмотрено, что органы местного самоуправления, при реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, должны производить ежегодную перерегистрацию детей-сирот состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а так же направлять в Министерство образования и науки Республики Хакасия списки детей-сирот, право которых на жилое помещение должно быть реализовано в текущем году.
После вынесения решения суда, обязывающего администрацию предоставить Дьяченко Е.О. жилое помещение, администрацией города Черногорска предпринимались меры по выполнению решения суда, а именно направлялись письма Первому заместителю Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия Наму О.В., Министру образования и науки Республики Хакасия Гимазутиной Л.Н., председателю Верховного Совета Республики Хакасия Штыгашеву В.Н. с просьбой о выделении денежных средств на приобретение жилых помещений детям сиротам и лицам из их числа. Кроме того, из информации, направленной судебному приставу-исполнителю, следует, что в казне муниципального образования город Черногорск свободных жилых помещений, соответствующих по площади установленной социальной норме предоставления жилого помещения, пригодных для предоставления Дьяченко Е.О. не имеется.
С учетом данных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что в установленные судебным приставом-исполнителем сроки для исполнения требования о предоставлении Дьяченко Е.О. жилого помещения администрация города Черногорска не была обеспечена денежными средствами, необходимыми для осуществления возложенного на нее государственного полномочия по обеспечению Дьяченко Е.О. жилым помещением. Реальной возможности для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования у администрации, принявшей для этого все зависящие от нее меры, не имелось, обратное административным органом не доказано. Следовательно, вина администрации города Черногорска в совершении указанного административного правонарушения отсутствует.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Российской Федерации начатое в отношении администрации города Черногорска производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Решил:
Постановление начальника Черногорского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Хакасия – старшего судебного пристава Бастрыгина М.Е. от 14.02.2019 о привлечении администрации города Черногорска к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.О.Бастракова