Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2019 года по заявлению истца от
10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи
Садретиновой Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по
заявлению Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН:
8904038010, ОГРН: 1028900627524) к обществу с ограниченной ответственностью
"Ладья" (ИНН: 8904083478, ОГРН: 1168901056830) о взыскании суммы финансовых
санкций в размере 500 руб.,
Установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Заявитель)
обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к
обществу с ограниченной ответственностью "Ладья" (далее – ответчик, Общество) о
взыскании суммы финансовых санкций в размере 500 руб.
Определением суда от 19 февраля 2019 года дело назначено к рассмотрению в
порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, АПК РФ).
Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам,
участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих
доводов.
А81-1415/2019 2
Из материалов дела следует, что стороны надлежащим образом извещены о
принятии заявления к производству.
Кроме того, исковое заявление и приложенные к нему документы были
опубликованы в сети интернет на сайте: http://kad.arbitr.ru для ознакомления сторонами с
материалами дела.
На основании пункта 1 статьи 229 АПК РФ суд вынес резолютивную часть
решения по заявленному спору, отказав в удовлетворении заявленных требований.
На основании пункта 2 статьи 229 АПК РФ истец направил в суд заявление о
составлении мотивированного решения.
Поступившее заявление соответствует требованиям статьи 229 АПК РФ, в связи с
чем, суд принимает его.
Оценив представленные доказательства, доводы, изложенные в исковом заявлении,
суд считает необходимым требования органа пенсионного фонда оставить без
удовлетворения. При этом суд исходит из следующих оснований.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка правильности
заполнения и своевременности представления сведений индивидуального
персонифицированного учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Согласно данной
норме (в редакции, действовавшей во время совершения нарушения) необходимые
сведения должны быть представлены страхователем не позднее 15-го числа месяца,
следующего за отчетным.
Проверкой установлено, что исходные сведения на 1 застрахованное лицо за
февраль 2018 года были представлены страхователем в срок, а дополняющие сведения
на 1 застрахованное лицо - с нарушением срока, а именно: 05.04.2018 путем подачи в
указанную дату дополняющей формы СЗВ-М. Результаты проверки отражены в акте от
09.06.2018 № 030S18180002606.
Посчитав, что направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за
пределами срока образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного
абзацем 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ, Фонд вынес решение от 17.07.2018
№ 030S19180003314 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в
размере 500 рублей.
Страхователю направлено требование об оплате штрафа от 07.08.2018
№ 030S01180017437, которое в добровольном порядке не исполнено. Фонд обратился за
взысканием штрафа в арбитражный суд.
А81-1415/2019 3
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных
согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что
требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон
устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется
действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном
страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона
N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких
сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным
(персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о
каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ также дано понятие "отчетного периода",
под которым понимается период, за который страхователь представляет в
территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о
застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета.
Отчетными периодами признаются месяц, первый квартал, полугодие, девять месяцев и
календарный год.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь
ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -
месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице
индивидуальные (персонифицированные) сведения.
В силу статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в
установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений,
предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 данного закона, к такому страхователю
применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого
застрахованного лица.
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и пунктом 39 Инструкции N 766н,
страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в
пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом в законе не установлен срок, в течение которого страхователь
самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный
фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный
фонд достоверные сведения (в том числе дополнительные, уточненные/исправленные).
А81-1415/2019 4
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к
ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является
недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов:
виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции
невиновности.
В данном случае Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения
Фондом, реализовало свое право на дополнение, уточнение/исправление представленных
сведений за указанный период, откорректировав их путем представления
дополнительных сведений (05.04.2018) за отчетный период (февраль 2018 года), что
допускает не применять к заявителю финансовые санкции, предусмотренные статьей 17
Закона N 27-ФЗ.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность
страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок,
более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета
органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге
способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда
Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702.
Данный подход подлежит применению, как в случае предоставления неполных
сведений, так и в случае их предоставления с нарушением срока, поскольку
способствует определенности в правовом положении страхователей.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что основания для
привлечения общества к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ
отсутствовали, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
в удовлетворении заявления Государственного учреждения-Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа
(ИНН: 8904038010, ОГРН: 1028900627524) к обществу с ограниченной
ответственностью "Ладья" (ИНН: 8904083478, ОГРН: 1168901056830) о взыскании
суммы финансовых санкций в размере 500 руб. - отказать.
Известить стороны, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу,
рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет
мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может
быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на официальном сайте
А81-1415/2019 5
арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
http://kad.arbitr.ru/.
Мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня
поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Решение, вынесенное по делу, рассмотренному в порядке упрощенного
производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его
принятия и может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба
подается через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое
решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи
апелляционной жалобы.
Судья Н.М. Садретинова