Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2019 года по заявлению истца от
10 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи
Садретиновой Н.М., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по
заявлению Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН:
8904038010, ОГРН: 1028900627524) к обществу с ограниченной ответственностью
"Турон" (ИНН: 8904076093, ОГРН: 1148904002763) о взыскании суммы финансовых
санкций в размере 500 руб.,
Установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской
Федерации в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Заявитель)
обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к
обществу с ограниченной ответственностью "Турон" (далее – ответчик, Общество) о
взыскании суммы финансовых санкций в размере 500 руб.
Определением суда от 19 февраля 2019 года дело назначено к рассмотрению в
порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее, АПК РФ).
Ответчику предложено представить отзыв на заявленные требования. Лицам,
участвующим в деле, предложено представить доказательства в обоснование своих
доводов.
А81-1366/2019 2
Из материалов дела следует, что стороны надлежащим образом извещены о
принятии заявления к производству.
Кроме того, исковое заявление и приложенные к нему документы были
опубликованы в сети интернет на сайте: http://kad.arbitr.ru для ознакомления сторонами с
материалами дела.
На основании пункта 1 статьи 229 АПК РФ суд вынес резолютивную часть
решения по заявленному спору, отказав в удовлетворении заявленных требований.
На основании пункта 2 статьи 229 АПК РФ истец направил в суд заявление о
составлении мотивированного решения.
Поступившее заявление соответствует требованиям статьи 229 АПК РФ, в связи с
чем, суд принимает его.
Оценив представленные доказательства, доводы, изложенные в исковом заявлении,
суд считает необходимым требования органа пенсионного фонда оставить без
удовлетворения. При этом суд исходит из следующих оснований.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена проверка правильности
заполнения и своевременности представления сведений индивидуального
персонифицированного учета, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от
01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ). Согласно данной
норме (в редакции, действовавшей во время совершения нарушения) необходимые
сведения должны быть представлены страхователем не позднее 15-го числа месяца,
следующего за отчетным.
Проверкой установлено, что в исходных сведениях за февраль 2018 года
представленных Обществом 15.03.2018 по форме СЗВ-М количество застрахованных
лиц отражено с нулевым показателем.
Впоследствии страхователем были представлены дополняющие сведения на 1
застрахованное лицо - с нарушением срока, а именно: 28.03.2018 путем подачи в
указанную дату дополняющей формы СЗВ-М. Результаты проверки отражены в акте от
08.06.2018 № 030S18180002561.
Посчитав, что направление страхователем дополняющей формы СЗВ-М за
пределами срока образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного
абзацем 3 статьи 17 закона N 27-ФЗ, Фонд вынес решение от 16.07.2018
№ 030S19180003223 о привлечении страхователя к ответственности в виде штрафа в
размере 500 рублей.
А81-1366/2019 3
Страхователю направлено требование об оплате штрафа от 06.08.2018
№ 030S01180017369, которое в добровольном порядке не исполнено. Фонд обратился за
взысканием штрафа в арбитражный суд.
Суд, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, исследованных
согласно требованиям, предусмотренным статьями 9, 65, 71 АПК РФ полагает, что
требования заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон
устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется
действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном
страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона
N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких
сведений.
В силу статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ под индивидуальным
(персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о
каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Общество в соответствии с абзацем третьим статьи 1 Закона № 27-ФЗ является
страхователем, производящим выплаты физическим лицам, следовательно, должно
исполнять все возложенные на него действующим законодательством обязанности.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно
не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем,
представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые
заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в
соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах
начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер
индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный
номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном
номере налогоплательщика застрахованного лица).
Следовательно, сведения о застрахованных лицах за февраль 2018 года должны
быть предоставлены страхователем не позднее 15.03.2018.
Статьей 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в
установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений,
предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона об индивидуальном учете, к
страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении
каждого застрахованного лица.
А81-1366/2019 4
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения ответчика к
ответственности послужило представление Обществом дополняющей формы отчета с
нарушением срока – 28.03.2018. При этом УПФР при принятии решения исходил из того,
что в установленный законом срок (15.03.2018) заявителем представлены сведения за
февраль 2018 года о застрахованных лицах с нулевыми показателями, 28.03.2018 (с
пропуском срока) представлены впервые сведения («дополняющие») в отношении 1
застрахованного лица.
Суд, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела
доказательства, приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества нарушений
положений пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, влекущих применение к заявителю
финансовых санкций, по следующим основаниям.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления
Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 № 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Согласно разделу 3 "Тип формы" - выбирают один из предлагаемых кодов: "исхд",
"доп", "отм".
Код "исхд" (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за
отчетный период.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или
электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального
(персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной
приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция).
Согласно пункту 32 Инструкции в случае заключения страхователем с
территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации соглашения об
обмене информацией в электронном виде с подтверждением электронной подписи в
соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ
представление им индивидуальных сведений может осуществляться в форме
электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной
подписи. Датой представления индивидуальных сведений в электронной форме
считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи в адрес
территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, подтвержденная
оператором электронного документооборота или территориальным органом
Пенсионного фонда Российской Федерации. При представлении индивидуальных
сведений в электронной форме территориальный орган Пенсионного фонда Российской
Федерации направляет страхователю подтверждение приема указанных сведений в
форме электронного документа.
А81-1366/2019 5
Как указано в абзаце третьем пункта 39 Инструкции № 766н, страхователь вправе
при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в
отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным
органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в
территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные
(исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором
эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не
применяются.
При этом, в случае представления страхователем уточненных (исправленных)
индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления
об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не
применяются.
Если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее
поданных в фонд сведений о застрахованных лицах за отчетный период, то в
рассматриваемом поле приводится код "доп" (дополняющая форма).
Исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона № 27-ФЗ срок, в течение которого
страхователь может представить дополняющую или отменяющую форму СЗВ-М, не
установлен.
Состав правонарушения, указанного в части 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ,
заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и
(или) недостоверном предоставлении сведений к страхователям необходимых для
осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с пунктом 32 Инструкции
Общество после предоставления отчета СЗВ-М по форме «исходная» получило от УПФР
протокол проверки отчетности, а также извещение о доставке.
В течение предоставленного ответчику 5-дневного срока орган Пенсионного фонда
не выявил в представленной Обществом отчетности каких-либо ошибок.
Суд принимает во внимание требования распоряжения Правления Пенсионного
фонда Российской Федерации от 11.10.2007 № 190р «О внедрении защищенного
электронного документооборота в целях реализации законодательства Российской
Федерации об обязательном пенсионном страховании», которым утверждена Технология
обмена документами по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного
документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – Технология).
Согласно разделу 7 Технологии после подготовки сведений о застрахованных
лицах в требуемом формате страхователь подписывает их ЭЦП и в зашифрованном виде
А81-1366/2019 6
отправляет в орган ПФР, при этом отправленные сведения считаются представленными
своевременно, если дата их доставки в территориальный орган ПФР будет не позднее
срока, установленного действующим законодательством Российской Федерации. Факт
доставки (представления) документов подтверждается соответствующей квитанцией о
доставке, сформированной в соответствии с «Протоколом обмена документами по
телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота
Пенсионного фонда Российской Федерации», факт приема документов органом ПФР -
соответствующим протоколом контроля, подтверждающего правильность формы
представления документа (формата) и подлинность ЭЦП на документе. В течение 2
рабочих дней с момента отправки документа Абонент получает квитанцию о его
доставке в орган ПФР и сохраняет ее. В течение 4 рабочих дней с момента отправки
сведений получает в зашифрованном виде протокол контроля сведений о
застрахованных лицах, подписанный ЭЦП органа ПФР.
Если в протоколе содержится информация о том, что сведения о застрахованных
лицах не прошли контроль, то страхователь устраняет указанные в протоколе ошибки и
повторяет всю процедуру представления сведений.
В представленном в материале дела протоколе проверки отчетности не содержится
информации о каких-либо ошибках, в том числе о предоставлении отчетности с
нулевыми показателями.
Такие сведения также не поступили в адрес Общества и в течение пяти дней, как
это предусмотрено пунктом 37 Инструкции.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,
изложенной в пункте 2.2 постановления от 14.07.2003 № 12-П и доведенной до сведения
территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в письме
Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О
применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от
01.04.1996 № 27-ФЗ», при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу
фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных
условий применения нормы.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует
учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных
ошибок.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность
страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок,
более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета
Пенсионным фондом Российской Федерации.
А81-1366/2019 7
Пенсионный фонд Российской Федерации в названных разъяснениях указал на
возможность неприменения финансовых санкций, предусмотренных абзацем третьим
статьи 17 Закона № 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и
представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если
страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом
Пенсионного фонда России ошибки.
Анализ вышеизложенных разъяснений Конституционного Суда Российской
Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о
том, что к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном
(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования
подлежит привлечению лицо, виновное в совершении правонарушения, если не
установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в
частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению
и устранению ошибок, недочетов в предоставленных сведениях в установленный срок.
Иными словами, по смыслу действующего законодательства, первоначально
представленные страхователем в установленный срок сведения персонифицированного
учета, содержащие недочеты, ошибки, исправленные впоследствии заявителем
самостоятельно в соответствии с действующим законодательством, не могут
расцениваться как недостоверные сведения или как сведения, предоставленные не в
полном объеме.
Поскольку исходная форма СЗВ-М за февраль 2018 года представлена Обществом
в Пенсионный фонд своевременно, а впоследствии – 28.03.2018 - страхователем
осуществлена корректировка ранее предоставленных сведений, суд, приходит к выводу
о том, что у Управления Пенсионного фонда отсутствовали достаточные правовые
основания для привлечения Общества к ответственности на основании абзаца третьего
статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Ссылка на то обстоятельство, что отчет с типом «исходная» содержал нулевые
показатели, а отчеты с типом «дополняющая» содержат сведения о застрахованных
лицах по сути представленные впервые, судом во внимание не принимается, поскольку
УПФР не доказано, что замечания на отчет с типом «исходная» были направлены
Обществу. При этом материалами дела подтверждается получение Обществом
положительного протокола проверки отчетности.
А81-1366/2019 8
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что основания для
привлечения общества к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ
отсутствовали, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 229 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Решил:
в удовлетворении заявления Государственного учреждения-Управление Пенсионного
фонда Российской Федерации в г. Новом Уренгое Ямало-Ненецкого автономного округа
(ИНН: 8904038010, ОГРН: 1028900627524) к обществу с ограниченной
ответственностью "Турон" (ИНН: 8904076093, ОГРН: 1148904002763) о взыскании
суммы финансовых санкций в размере 500 руб. - отказать.
Известить стороны, что по заявлению лица, участвующего в деле, по делу,
рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет
мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может
быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения на официальном сайте
арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
http://kad.arbitr.ru/.
Мотивированное решение изготавливается в течение пяти дней со дня
поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.
Решение, вынесенное по делу, рассмотренному в порядке упрощенного
производства, подлежит немедленному исполнению.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его
принятия и может быть обжаловано в Восьмой арбитражный апелляционный суд в срок,
не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия. Апелляционная жалоба
подается через Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
В случае составления мотивированного решения арбитражного суда такое
решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи
апелляционной жалобы.
Судья Н.М. Садретинова