61
ГОСТ Р 54418.12.1—2011
Приложение Н
(обязательное)
Эксплуатационныеиспытанияветроустановокмалыхисреднихмощностей
При эксплуатационных испытаниях небольших ВЭУ требуется соблюдать специальные положения. В част-
ности, ВЭУ, используемые для заряда батарей, необходимо испытывать в условиях, типичных для нормальной
работы, но с уменьшением или подавлением влияния конфигурации и состояния конкретной батареи во время
испытания.
П р и м е ч а н и е — В международной практике создание, эксплуатация и испытания ВЭУ малой мощности
регламентируются требованиями IEC 61400-2. При испытании небольших ВЭУ все требования, приведенные в
данном стандарте, должны соблюдаться с учетом следующих изменений и дополнений:
a) в 5.1: при определении зарядных характеристик батарей система генерирования ВЭУ должна включать
генерирующую установку, мачту для ВЭУ, блок управления и электрическую цепь между ВЭУ и нагрузкой. Система
генерирования ВЭУ включает устройство регулирования заряда, которое является устройством защиты напряже-
ния и которое снижает выработку энергии ВЭУ в случае полной зарядки батареи. Оно может включать балластную
нагрузку, которая используется для рассеивания энергии ВЭУ, когда батареи полностью заряжены. Система гене-
рирования ВЭУ не имеет аккумуляторной батареи, так как она считается частью нагрузки;
b) в 5.1: при определении выходных характеристик системы для электросети система генерирования ВЭУ
должна включать генерирующую установку, мачту для ВЭУ, блок управления, электрическую цепь между ВЭУ и
нагрузкой, регулятор заряда и балластную нагрузку (если используется), указанную выше. Кроме того, система
может включать инвертор напряжения. Если между инвертором напряжения и электросетью установлен транс-
форматор, то его допускается считать либо частью системы генерирования ВЭУ, либо нагрузки;
c) также в 5.1: ВЭУ должна быть подключена к электрической нагрузке, представляющей собой нагрузку, для
которой ВЭУ спроектирована. В случае применения ВЭУ для зарядки батарей нагрузка состоит из пакета аккуму-
ляторных батарей, регулятора напряжения и устройства для рассеивания мощности, которая проходит через
регулятор напряжения. В идеальной испытательной установке пакет аккумуляторных батарей не сохраняет энер-
гию, производимую ВЭУ. Лучше, если вся энергия, производимая генераторной установкой, проходит через регу-
лятор напряжения. Поэтому пакет аккумуляторных батарей может быть меньшего размера, чем обычно рекомен-
дуется для ВЭУ, в то время как напряжение в месте подключения ВЭУ к нагрузке может поддерживаться в преде-
лах технических требований, указанных ниже;
d) также в 5.1: ВЭУ необходимо устанавливать, используя монтажную систему, указанную производителем.
Если ВЭУ поставляется без специальной монтажной системы, то генератор следует установить на высоте оси
ветроколеса или хотя бы на высоте 10 м;
e) также в 5.1: для снижения расхождения в результатах из-за сопротивления электрической цепи между
ВЭУ и нагрузкой подключение к нагрузке должно осуществляться не ближе, чем у основания мачты ВЭУ и не далее
расстояния, равного утроенной высоте мачты. Характеристики электрической цепи между ВЭУ и нагрузкой долж-
ны соответствовать техническим требованиям производителя. Если в технических требованиях размеры провод-
ника заданы диапазоном, то размер проводника следует подбирать как можно ближе к среднему значению
диапазона. Если технические требования не приводятся, то размер проводника следует подбирать так, чтобы
падение напряжения между генератором ВЭУ и нагрузкой составляло 10 % номинального напряжения при
номинальной мощности;
f) также в 5.1: регулятор напряжения должен поддерживать напряжение в точке подключения ВЭУ к нагруз-
ке в пределах 10 % настроек, указанных в таблице G.1, для всего диапазона выходной мощности ВЭУ. Среднее
значение напряжения нагрузки за 1 мин должно быть в пределах 5 % настроек, указанных в таблице G.1, которые
включаются в используемый набор данных;
g) в 5.2.1: если более целесообразна установка анемометра на длинной балке, прикрепленной к мачте ВЭУ,
то отдельная метеорологическая мачта не требуется. Чтобы потенциально минимизировать влияние аэродина-
мического следа от анемометра, флюгера и элементов их крепления на ветроколесо малого диаметра, все такие
компоненты необходимо размещать не ближе 3 м к любой части ветроколеса. Кроме того, конструкция крепления
анемометра должна иметь минимальное аэродинамическое сопротивление в зоне, лежащей вниз от оси ветро-
колеса на 1,5 диаметра ветроколеса;
h) в 6.1: выходную мощность ВЭУ следует измерять в месте подключения нагрузки;
i) в 6.1: в дополнение к электрической мощности в месте подключения к нагрузке необходимо измерять
напряжение, чтобы обеспечить соответствие требованиям, приведенным ниже;
j) в 6.4: датчик температуры воздуха и датчик давления воздуха необходимо устанавливать так, чтобы они
находились, по крайней мере, на 1,5 диаметра ветроколеса ниже высоты оси ветроколеса, даже если такое
крепление приведет к положению, которое будет находиться на высоте менее 10 м над уровнем земли;