ГОСТ Р 57239—2016
4.2 Требования к системе менеджмента безопасности аэропортовой деятельности
4.2.1 Управление безопасностью аэропортовой деятельности включаетоценку и управление безопас
ностью всех видов деятельности оператора аэропорта иследующих основных аспектов безопасности:
- безопасность полетов,
- авиационная безопасность.
- производственная безопасность,
- экологическая безопасность,
- информационная безопасность.
4.2.2 СМ БАД эксплуатанта должна иметь подсистемы, выполняющие функции управления безопас
ностью по всем указанным аспектам. Степень взаимодействия между подсистемами может быть различ
ной: от автономного функционирования и раздельного представления рекомендаций ЛПР до работы в
интегрированной системе безопасности с использованием общего программного обеспечения.
4.2.3 СМБАД взаимодействует с СМК. В зависимости от особенностей деятельности эксплуатанта
степень взаимодействия может быть различной вплотьдо использования единой базы данных и обще го
программного обеспечения в рамках интегрированной системы СМБАД—СМК.
4.2.4 Наиболее полно требования к системе управления безопасностью и рекомендации по мето
дам управления сформулированы для управления безопасностью полетов в [6] и [7].
4.2.5 Требования к управлению авиационной безопасностью и рекомендации по методам управ
ления приведены в [8] и [9].
4.2.6 Требования к управлению экологической безопасностью при аэропортовой деятельности
приведены в [10] и [11].
4.3 Требования к СУБП оператора аэродрома
4.3.1 В соответствии с SARPs ИКАО, приведенным в [6]. иФАП-286 [5] оператор аэродрома должен
разработать и внедрить СУБП аэродрома и включить сведения о СУБП в Руководство по аэродрому.
4.3.2 Оператор аэродрома обеспечивает виды деятельности, обозначенные в табл. 1 номерами
1, 2. 3. Соответственно, СУБП оператора аэродрома применяется для управления безопасностью этих
видов деятельности.
4.3.3 Основными элементами СУБП оператора аэродрома являются:
- политика в области безопасности применительно к процессу обеспечения и ее взаимосвязь с
процессами эксплуатации и ТО;
- политика в области безопасности применительно к процессу обеспечения безопасности и ее
взаимосвязь с процессами эксплуатации и ТО;
- структура или организация СУБП, включая укомплектование персоналом и распределение ин
дивидуальной или групповой ответственности за решение вопросов, связанных с безопасностью;
- стратегия и планирование в области СУБП. включая установление целевых показателей без
опасности полетов, распределение приоритетов реализации соответствующих инициатив, а также соз
дание условий для уменьшения опасности до практически обоснованного уровня;
- реализация СУБП. включаясредства, методыипроцедуры эффективной передачи сообщений, каса
ющихся безопасности полетов, и обеспечение выполнения требований, касающихся безопасности полетов;
- система определения критических с точки зрения безопасности полетов областей, требующих
большего внимания к вопросам обеспечения безопасности полетов;
- меры, способствующие безопасности и предотвращению происшествий, а также система защи
ты от опасности, предусматривающая анализ и разбор происшествий, инцидентов, жалоб, недостатков,
ошибок, несоответствий и отказов, а также постоянный контроль за состоянием безопасности;
- система анализа и внутренних проверок состояния безопасности полетов, в рамках которой
подробно рассматриваются системы и программы контроля качества реализации мер по обеспечению
безопасности полетов;
- система оформления документов на все оборудование аэродрома, связанного с обеспечением
безопасности полетов, и регистрации данных об эксплуатации и обслуживании указанного оборудова
ния, а также сооружений аэродрома, включая информацию по проектированию и сооружению поверх
ностей с искусственным покрытием и светосигнального оборудования;
- обучение и квалификация персонала, в том числе рассмотрение и оценка достаточности под
готовки персонала в части выполнения им обязанностей, связанных с обеспечением безопасности по
летов, а также системы проверки навыков и знаний для определения уровня квалификации;
5