ГОСТ Р 57208—2016
5.1.3 Обследование конструкций наземных сооружений метрополитенов (вестибюли станций,
электродепо и т. п.) выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 31937.
5.1.4 При обследовании технического состояния транспортныхтоннелей иметрополитенов полу
ченная информациядолжна бытьдостаточной для принятия обоснованного решения о возможности их
дальнейшей безаварийной эксплуатации (при нормативном и работоспособном техническом состоя
нии объекта).
Вслучае ограниченно работоспособного и аварийного состояния сооружения полученная инфор
мация должна бытьдостаточной для разработки проектов восстановления или усиления конструкций,
проведения ремонтно-восстановительных работ, реконструкции или капитального ремонта объекта.
5.1.5 В зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование техниче
ского состояния транспортных тоннелей и метрополитенов, объектами исследования в соответствии с
СП 120.13330. СП 122.13330. (7] являются:
- обделки железнодорожных, автодорожных тоннелей, тоннелей метрополитена — перегонных
и станционных притоннельных и пристанционных сооружений, пересадочных узлов, пешеходных пе
реходов;
- конструкции вентиляционных комплексов (шахтные стволы, нижние и верхние вентколлекторы);
- внутренние несущие конструкции станционных комплексов, притоннельных и пристанционных
сооружений (колонны, пилоны, прогоны, перекрытия, стены, подплатформенные коллекторы);
- конструкции подземных и надземных вестибюлей;
- заобделочное пространство сооружений (состояние контактного слоя «грунт-обделка»);
- грунт в основании сооружений и за обделками тоннелей.
5.1.6 Конструктивные части тоннелей и метрополитенов состоят из совместно работающих элемен
тов. выполненных из различных материалов, что необходимо учитывать при проведении обследований.
При обследовании состояния конструктивных элементов сооружений следует руководствовать
ся также требованиями положений, изложенных в 5.3.1. 5.4.1—5.4.3.
5.1.7 Оценку категории технического состояния конструкций подземных транспортных сооруже
ний. включая вмещающий грунтовый массив, проводят на основании результатов обследования и по
верочных расчетов, которые в зависимости от типа объекта выполняют в соответствии с СП 120.13330,
СП 122.13330, СП 47.13330, (4), [7], [8]. С учетом состояния грунтового массива техническое состояние
сооружения оценивают в соответствии с ГОСТ 31937.
5.1.8 Для конструкций и сооружений, находящихся в нормативном (исправном) техническом и
работоспособном состояниях, эксплуатация при фактических нагрузках и воздействиях на сооруже
ние возможна без ограничений. При этом для конструкций, сооружений, вмещающего грунтового мас
сива или грунтового основания, находящихся в работоспособном состоянии, может устанавливаться
требование периодических обследований в процессе эксплуатации.
5.1.9 При ограниченно работоспособном состоянии конструкций сооружений, вмещающего грун
тового массива или грунтового основания контролируют их состояние и проводят мероприятия по
восстановлению или усилению конструкций грунтового массива или грунтового основания с последу
ющим проведением мониторинга технического состояния (при необходимости).
5.1.10 Эксплуатация транспортных тоннелей и метрополитенов при аварийном (недопустимом)
состоянии конструкций, вмещающего грунтового массива или грунтового основания запрещается.
Устанавливают обязательный режим мониторинга.
5.1.11 Обследование технического состояния транспортных сооружений проводят в три этапа:
1) подготовка к проведению обследования;
2) предварительное (визуальное) обследование:
3) детальное (инструментальное) обследование.
При сокращении заказчиком объемов обследования, снижающем достоверность заключения о
техническом состоянии объекта, заказчик сам несет ответственность за низкую достоверность резуль
тата обследования.
5.2 Подготовка к проведению обследования
5.2.1 Подготовительные работы включают в себя:
- ознакомление с объектом обследования, его объемно-планировочным и конструктивным реше
ниями и материалами инженерно-геологических изысканий;
- сбор и анализ проектно-технической документации;
- составление программы работ (при необходимости) в соответствии с техническим заданием на
обследование.
4