ГОСТ Р 57208—2016
методами механики сплошной среды на основе решения контактной задачи о взаимодействии обделки
и грунтового массива.
5.4.6.5 Предварительные расчеты конструкций допускается проводить исходя из предпосылки ли
нейной работы материала конструкции и грунтового массива с использованиемданных покоэффициен ту
упругого отпора.
5.4.6.6 При проведении уточненных расчетов методом последовательного нагружения конструк
ции до предельного состояния следует учитывать свойства ползучести и нелинейности работы мате
риала обделок тоннелей и метрополитенов и соответствующие характеристики окружающего тоннель
грунта, полученные экспериментальным путем.
5.4.6.7 Проверку прочности сечений бетонных и железобетонных обделок следует проводить по
СП 63.13330. проверку прочности сечений чугунных тоннельных обделок по предельным состояниям —
по СП 16.13330.
6 Геодезическо-маркшейдерские работы в тоннелях и метрополитенах
6.1 При строительстве наземных или подземных сооружений в технических зонах и реконструкции
транспортных тоннелей и метрополитенов следует проводить маркшейдерские работы для наблюде
ния за деформациями конструкций сооружений по СП 126.13330, [13J, [14]. Методы и требования к
точности геодезических измерений — по ГОСТ 24846.
6.2 Результаты маркшейдерских наблюдений сопоставляют с ожидаемыми и допустимыми де
формациями конструкций сооружения, рассчитанными по 5.4.6.1, с учетом фактического технического
состояния конструкций тоннелей и метрополитенов.
6.3 С учетом конструктивных особенностей тоннелей и метрополитенов, ожидаемых значений де
формаций и зон их распространения разрабатывают и в установленном порядке согласовывают проект
наблюдательной станции, предусматривающий:
- создание опорно-планового обоснования геодезических измерений с точностью 1:35000 на
участке ожидаемых деформаций;
- создание в зоне ожидаемых деформаций опорного высотного обоснования методом геометри
ческого нивелирования класса II (как правило, создают по пунктам полигонометрии и в условных от
метках):
- закладку в зоне деформаций с шагом 10—15 м деформационных реперов для контроля плано
вого и высотного положения конструкций тоннеля и его геометрической формы.
П р и м е ч а н и я
1 Опорно-плановое обоснование может быть выполнено в условных координатах, при этом в качестве опор
ных пунктов полигонометрии используют центры, заложенные с шагом не менее 40—50 м с обеих сторон вне зоны
деформаций, первый из центров — не ближе 50 м от зоны деформаций.
2 Рекомендуемые точки закладки деформационных реперов в конструкциях тоннелей и метрополитенов:
- при глубоком заложении (закрытый способ производств работ) — лоток (путевой бетон), свод, по восьми
радиусам для определения геометрии и осадок свода:
- при мелком заложении (открытый способ производства работ) — в стены по два репера на уровне головки
рельса (УТР) и в перекрытии тоннеля для определения крена конструкций.
6.4 Опорно-плановое обоснование может быть создано методами:
- тоннельной триангуляции и тоннельной полигонометрии (в зависимости от длины трассы тонне
ля между порталами) или использованием GPS-технологии (спутниковой системы позиционирования);
- методом основной полигонометрии.
6.5 При необходимости вести наблюдения за конструкциями тоннелей и метрополитенов в го
родской системе координат и высот в тоннели передают координаты и высоту от пунктов городской
опорной сети не ниже 4-го класса полигонометрии или триангуляции, а также от городской сети класса
нивелирования I или II.
6.6 Суммарная ошибка планово-высотного положения пункта подземного обоснования, создан
ного методом полигонометрии. на наибольшем удалении от федеральных или городских сетей не
должна превышать
±
15 мм.
6.7 Ходы нивелирования класса II базируются на марках и реперах— федеральных или городских
сетей классов I и II и прокладываются в виде сети замкнутых полигонов.
Невязка в ходах нивелирования между опорными реперами или в замкнутых полигонах не должна
превышать
±
5 мм на 1000 м тоннеля.
6.8 При необходимости маркшейдерские наблюдения устанавливают по обеим ниткам рельс че
рез 0,1 м. для чего проводят разметку на шейках рельс.
11