ГОСТ Р 57208—2016
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1]. (2). ГОСТ 20911, ГОСТ 31937, [3],
СП 120.13330.2012. СП 122.13330.2012, СП 116.13330.2012. [4]. [5].
4 Общие положения
4.1 К проведению работ по обследованию несущих конструкций транспортных тоннелей и метро
политенов. оценке их технического состояния допускают организации, имеющие допуск на соответ
ствие СРО.
Требования к организациям, выполняющим обследование и мониторинг технического состояния
сооружений, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на веде
ние государственного строительного надзора, в соответствии с ГОСТ 31937.
4.2 Необходимость проведения обследовательских работ в транспортных тоннелях и метрополи
тенах определяется техническими условиями на сооружение тоннелей и метрополитенов и /или техни
ческими условиями проектной организации на строительство объекта.
4.3 Обследование и мониторинг технического состояния транспортных тоннелей и метрополите
нов проводят также:
- по истечении нормативных сроков эксплуатации сооружения:
- при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического
обслуживания, осуществляемого собственником сооружения;
- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением
конструкций или сооружения в целом;
- по инициативе собственника объекта;
- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
4.4 Результаты обследования и мониторинга технического состояния транспортных сооружений
и метрополитенов в виде соответствующих заключений должны содержать необходимые данные для
принятия обоснованного решения по реализации целей обследования или мониторинга.
4.5 Средства испытаний, измерений и контроля, применяемые при обследовании и мониторинге
технического состояния объектов, должны быть своевременно поверены (калиброваны) в установлен
ном порядке и соответствовать нормативным документам и технической документации по метрологи
ческому обеспечению в соответствии с ГОСТ 26433.2.
4.6 В случае обнаружения при обследовании и мониторинге тоннелей и метрополитенов повреж
дений конструкций, которые могут привести к резкому снижению их несущей способности, обрушению
отдельных конструкций и/или нарушению эксплуатационных характеристик сооружения, необходимо
немедленно проинформировать об этом, в том числе в письменном виде, собственника объекта, экс
плуатирующую организацию, местные органы исполнительной власти и органы, уполномоченные на
ведение государственного строительного надзора.
4.7 При выполнении работ по обследованию и мониторингу технического состояния объектов не
обходимо соблюдать требования техники безопасности по ГОСТ 12.0.004, ГОСТ 12.1.004, [5], [6].
4.8 Заключение по итогам проведенного обследования технического состояния объекта или этапа
его мониторинга подписывают непосредственно исполнители работ, руководители их подразделений и
утверждают руководители организаций, проводивших обследование или этап мониторинга.
5Оценка технического состояния транспортных тоннелей и метрополитенов
5.1 Основные положения
5.1.1 Цель обследования тоннелей и метрополитенов заключается в определении действитель
ного (текущего) технического состояния сооружения и его элементов, количественной оценки фактиче
ских показателей качества конструкций (прочности, водонепроницаемости и др.) для установления
со става и объема работ по восстановлению проектных и/или эксплуатационных характеристик,
ремонту конструкций или реконструкции сооружения.
Обследование технического состояния подземных транспортных сооружений выполняется во
всех случаях нового строительства в технических зонах подземных транспортных сооружений (4].
5.1.2 Обследование конструкций тоннелей и метрополитенов включает в себя визуальное иинженер
но-инструментальное обследование с проведением геофизического (сейсмоакустического) обследования
заобделочного пространства тоннелей и грунтового массива и геодезическо-маркшейдерские работы.
3