ГОСТ Р 57208—2016
- для тоннелей и метрополитенов мелкого заложения при приближении проектируемых объектов
менее чем на 15 м.
5 4.3.4 Обследование заобделочного пространства и оценку контакта «грунт—обделка» тоннелей
и метрополитенов проводят преимущественно сейсмоакустическим методом, основанным на анализе
акустических колебаний поверхности (обделки) подземного сооружения по методике [4J. Результаты ге
офизического исследования заобделочного пространства тоннелей и метрополитенов используют при
оценке технического состояния сооружения и назначения, при необходимости, ремонтно-восстанови
тельных мероприятий для обеспечения его эксплуатационной пригодности.
5.4.4 Обследование бетонных и железобетонных конструкций
5.4.4.1 Оценку технического состояния бетонных и железобетонных конструкций по внешним при
знакам проводят на основе перечисленных в пункте 5.3.1.1 ГОСТ 31937—2011 показателей.
5.4.4.2 Ширину раскрытия трещин в бетоне измеряют в местах максимального их раскрытия и на
уровне арматуры растянутой зоны элемента.
Степень раскрытия трещин определяют в соответствии с СП 63.13330.
5.4.4.3 Трещины в бетоне анализируют с точки зрения конструктивных особенностей и напряжон-
но-деформированного состояния железобетонной конструкции.
Классификация и причины возникновения дефектов и повреждений в железобетонных конструк
циях приведены в приложениях А и Б.
5.4.4.4 При обследовании конструкций для определения прочности бетона применяют методы
неразрушающего контроля и руководствуются ГОСТ 17624. ГОСТ 22690. [10].
5.4.4.5 При наличии увлажненных участков и поверхностных высолов на бетоне конструкций
определяют размеры этих участков и выявляют причину их появления.
5.4.4.6 Для определения степени коррозионного разрушения бетона (степени карбонизации, со
става новообразований, структурных нарушений бетона) используют соответствующие физико-хими
ческие методы.
5.4.4.7 При оценкетехнического состоянияарматуры изакладныхдеталей, пораженных коррозией,
определяют вид коррозии, участки поражения и источник воздействия.
5.4.4.8 Выявление состояния арматуры элементов железобетонных конструкций проводят удале
нием на контрольных участках защитного слоя бетона с обнажением рабочей арматуры.
Обнажение арматуры выполняют в местах наибольшего ее ослабления коррозией, которые вы
являют по отслоению защитного слоя бетона и образованию трещин и пятен ржавой окраски, располо
женных вдоль стержней арматуры.
5.4.4.9 Степень коррозии арматуры оценивают по следующим признакам: характер коррозии,
цвет, плотность продуктов коррозии, площадь пораженной поверхности, глубина коррозионных пора
жений, площадь остаточного поперечного сечения арматуры.
5.4.4.10 При выявлении участков конструкций с повышенным коррозионным износом, связанным
с местным (сосредоточенным) воздействием агрессивных факторов, особое внимание необходимо об
ращать на участки намокающих конструкций или имеющих течи через стыки обделок.
5.4.4.11 При обследовании железобетонных перекрытий тоннелей мелкого заложения устанавли
вают геометрические размеры конструктивных элементов, способы их сопряжения, расчетные сечения,
прочность бетона, толщину защитного слоя бетона. Прогибы перекрытий определяют методами геоме
трического нивелирования.
5.4.4.12 Измерения прочности бетона конструкций тоннелей проводят неразрушающим методом
по ГОСТ 22690. Фактическую кубиковую прочность бетона определяют по среднему значению отскока
по номограмме с учетом возможной ошибки рассеивания (до 16 %).
5.4.4.13 Допустимые отклонения фактических размеров обделок метрополитена от проектного
положения — по приложению Ж СП 120.13330.2012.
Допустимые отклонения фактических размеров обделок железнодорожных и автодорожных тон
нелей от проектного положения — по приложению А СП 122.13330.2012 [7].
5.4.5 Обследование стальных конструкций
5.4.5.1 Техническое состояние стальных конструкций определяют на основе оценки факторов,
приведенных в пункте 5.3.3.1 ГОСТ 31937—2011.
5.4.5.2 Определение геометрических параметров элементов конструкций и их сечений проводят
непосредственными измерениями.
9