ГОСТ Р 57208—2016
Приложение А
(справочное)
Характерные дефекты тоннельных сооружений и грунтового массива
А.1 Природно-техногенное воздействие окружающей среды на тоннели и метрополитены зависит от глубины
заложения и способа сооружения тоннелей и метрополитенов (открытый, закрытый, щитовой, буровзрывной) и
инженерно-геологических условий трассы сооружения.
А.2 Конструкции тоннелей и метрополитенов выполняют из монолитных бетонных, преимущественно сбор
ных железобетонных и стальных (чугунных) элементов (материалов).
А.З В конструкциях тоннелей и метрополитенов могут иметь место дефекты и повреждения, возникающие на
стадиях их изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации объекта:
а) технологические трещины - усадочные, образующиеся в незатвердевшем бетоне вследствие усадочных
деформаций бетона при плохом уходе за его поверхностью, а также осадочные, возникающие вследствие нерав
номерной осадки бетонной смеси при ее уплотнении или при деформации опалубки (эти трещины имеют рваные
края, резко изменяющиеся по длине раскрытия);
б) температурно-усадочные повреждения, возникающие в затвердевшем бетоне вследствие его плохой те
пловлажностной обработки и обычно проявляющиеся в виде трещин с раскрытием до 0.2 мм;
в) дефекты бетонирования - раковины и каверны, места с вытекшим цементным раствором, обнажение
арматуры или недостаточная толщина защитного слоя;
г) другие повреждения - сколы бетона, силовые трещины из-за непредвиденных воздействий (возникают
обычно в слабоармированных местах).
А.4 При действии на железобетонные конструкции нагрузок и воздействий могут возникать следующие виды
трещин;
- силовые трещины в бетоне - поперечные в растянутых элементах и растянутых зонах изгибаемых элемен
тов. продольные в сжатых элементах и сжатых зонах изгибаемых элементов, косые (наклонные) в стенках блоков
обделки, раскрытие трещин более 0,2 мм в растянутых зонах и раздробление бетона в сжатых зонах обделки;
- трещины от местногодействия нагрузки в зонах установки анкеров напрягаемой арматуры, в местах опира-
ния конструкций и стыков элементов обделки и в других подобных местах.
Образование и раскрытие этих трещин ограничивают (контролируют) расчетами по трещиностойкости. а в
сжатой зоне бетона - дополнительно расчетами по прочности.
А.5 Температурно-усадочные трещины, возникающие от неравномерных по сечению конструктивного эле
мента деформаций, усадки бетона, образуют сетку поверхностных трещин и. суммируясь с напряжениями от на
грузки. способствуют образованию силовых трещин.
А.6 Продольные трещины вдоль арматуры возникают из-за стесненной арматурой усадки бетона, замер
зания сырого инъекционного раствора в каналах или из-за коррозии арматуры в бетоне. Данные факторы могут
ускорять появление продольных трещин от обжатия бетона.
А.7 Наиболее опасными образующимися в процессе эксплуатации объекта являются горизонтальные тре
щины. сколы бетона вблизи горизонтальных стыков, свидетельствующие о перенапряжении конструкции с боль
шими деформациями.
А.8 Причинами развития коррозии арматуры могут быть: недостаточная толщина защитного слоя бетона,
низкая плотность бетона защитного слоя и. как следствие, потеря бетоном защитных свойств (например, в резуль
тате карбонизации), особенно опасная в условиях агрессивного воздействия среды (чаще всего хлористых солей).
Значения раскрытия трещин в этих случаях бывают равны примерно двойной толщине продуктов коррозии
(ржавчины) на арматурном стержне или пучках стержней. Толщина продуктов коррозии, как правило, превышает
толщину прокорродировавшего металла в 2.5-3 раза.
А.9 В конструкциях могут возникнуть коррозионные повреждения в виде растрескивания поверхности бето
на. разрыхления и последующего разрушения наружных слоев, связанные с попеременным замерзанием и отта
иванием бетона во влажной среде (размораживание) при открыток» способе возведения конструкций тоннелей и
метрополитенов или воздействием агрессивной среды при обводнении подземных конструкций.
А.10 Деформации отдельных колец обделки проявляются в виде разрушения заполнения чеканочных кана
вок между отдельными элементами обделки и появления трещин в путевом бетоне.
А.11 В конструкциях (обделках) тоннелей и метрополитенов из-за неисправностей водоотвода, нарушения
гидроизоляции, обводнения конструкций техногенными водами происходит выпуск воды, в том числе с заобделоч-
ным грунтом, через стыки конструкций внутрь тоннельных сооружений, что влечет за собой образование высолов
(продуктов выщелачивания бетона). Высолы могут образовываться и на стадии строительства до устройства ги
дроизоляции. омоноличивания стыков и заделки различных технологических отверстий.
А.12 Разуплотнение грунтов в засбделочном пространстве приводит к возникновению нагрузок на тоннель
ные обделки, их перераспределению и изменению напряженно-деформированного состояния конструкций тон
нельных сооружений.
17