ГОСТ Р 57208—2016
5.4.5.3 Определение ширины и глубины раскрытия трещин проводят осмотром с использова
нием лупы или микроскопа. Признаками наличия трещин могут быть подтеки ржавчины, шелушение
краски и др.
5.4.5.4 Классификация и причины возникновения дефектов и повреждений в металлических кон
струкциях представлены в приложении В.
5.4.5.5 При оценке коррозионных повреждений стальных конструкций определяют вид коррозии
и ее качественные (плотность, структура, цвет, химический состав и др.) и количественные (площадь,
глубина коррозионных язв. значение потери сечения, скорость коррозии и др.) характеристики.
5.4.5.6 Площадь коррозионных поражений с указанием зоны распространения выражают в про
центах от площади поверхности конструкции. Толщину элементов, поврежденных коррозией, измеря ют
не менее чем в трех наиболее поврежденных коррозией сечениях по длине элемента. В каждом
сечении проводят не менее трех измерений.
5.4.5.7 Значение потери сечения элемента конструкции выражают в процентах от его начальной
толщины, то есть толщины элемента, не поврежденного коррозией. Для приближенной оценки зна
чения потери сечения измеряют толщину слоя окислов и принимают толщину поврежденного слоя
равной одной трети толщины слоя окислов.
5.4.5.8 Обследование сварных швов заключается в очистке от шлака и внешнем осмотре в целях
обнаружения трещин и других повреждений. Скрытые дефекты в швах определяют по ГОСТ 3242.
5.4.5.9 Контроль натяжения болтов проводят тарировочным ключом по ГОСТ Р 51254.
5.4.5.10 При отсутствии сертификатов, недостаточной или неполной информации, приводимой в
сертификатах, обнаружении в конструкциях трещин или других дефектов и повреждений физико-ме
ханические и химические характеристики стали конструкций определяют по ГОСТ 1497. ГОСТ 7564.
5.4.6 Поверочные расчеты конструкций тоннелей и метрополитенов по результатам
обследования
5.4.6.1 Несущую способность конструкций тоннелей и метрополитенов и степень влияния на их
эксплуатационную надежность при строительстве в технических зонах тоннелей и метрополитенов
объектов городской инфраструктуры, ремонтно-восстановительных работ и реконструкции сооруже
ний определяют статическими расчетами в три этапа по перечислениям а) — в):
а) расчет напряженно-деформационного состояния конструкций тоннелей и метрополитенов по
их проектным характеристикам без учета воздействия нового строительства, ремонтно-восстанови
тельных работ или реконструкции объекта;
б) расчет фактического напряженно-деформированного состояния конструкций объекта с учетом
результатов обследования его технического состояния и состояния заобделочного пространства (де
фекты конструкций и контактного слоя «грунт—обделка») воздействия нового строительства, ремонт
но-восстановительных работ или реконструкции объекта;
в) расчет фактического напряженно-деформированного состояния конструкций тоннелей и ме
трополитенов. выполняемый с учетом результатов обследования технического состояния конструк
ций. состояния заобделочного пространства и нагрузок от проектируемого объекта городской инфра
структуры по СП 20.13330.
5.4.6.2 По результатам статических расчетов по 5.4.6.1 определяют минимальные коэффициен
ты запаса прочности материала элементов конструкций метрополитена.
Сопоставление коэффициентов запаса прочности материала элементов конструкций тоннелей
и метрополитенов, полученных в результате статических расчетов, позволяет определить степень из
менения несущей способности конструкций объекта:
а) фактической относительно проектной;
б) с учетом воздействия строительства объекта городской инфраструктуры или реконструкции
тоннелей и метрополитенов относительно фактической несущей способности.
5.4.6.3 Статические расчеты обделок всех видов для тоннелей и метрополитенов, сооружаемых
открытым и закрытым способами на заданные нагрузки, следует выполнять методами строительной
механики в соответствии с СП 120.13330. СП 122.13330. [8].
Расчеты обделок тоннелей, сооружаемых закрытым способом, следует проводить с учетом от
пора грунтового массива. Обделки тоннелей, трасса которых проходит в слабых грунтах, следует рас
считывать без учета отпора грунтового массива.
5.4.6.4 Расчеты трещиностойкости монолитных и сборных обделок со связями растяжения плав
ного (кругового, эллипсовидного и т. п.) очертания при глубоком заложении тоннелей (не менее трой
ной ширины выработки до поверхности земли) в однородных изотропных грунтах могут выполняться
10