ГОСТ Р 57208—2016
5.4.2.5 В результате обследования устанавливают соответствие полученных данных проектным,
различия в инженерно-геологических и гидрогеологических условиях и характеристиках состояния за-
обделочного пространства используют для выявления причиндеформаций и повреждений сооружения.
5.4.2.6 Оборудование, способы проходки и крепления выработок (скважин) инженерно-геологи
ческого назначения следует выбирать в зависимости от геологических условий, свойств грунтов, нали
чия подземных коммуникаций, возможности проведения работ с дневной поверхности, из тоннельных
сооружений или вспомогательных подземных сооружений.
5.4.2.7 Число разведочных выработок (скважин, шурфов) должно устанавливаться техническим
заданием и программой инженерно-геологических работ.
Глубину заложения выработок следует назначать, исходя из глубины заложения подземного
сооружения, конструктивных особенностей сооружения и сложности геологических условий. После
окончания бурения или шурфования скважины должны быть тщательно затампонированы (забетони
рованы), шурфы засыпаны с послойным трамбованием и восстановлением покрытия.
5.4.2.8 Физико-механические характеристики грунтов следует определять по образцам, отбира
емым в процессе обследования. Отбор образцов грунта, их упаковку, хранение и транспортирование
выполняют по ГОСТ 12071. Число и размеры образцов грунта должны быть достаточными для прове
дения комплекса лабораторных испытаний по ГОСТ 30416.
5.4.2.3 Интервалы определения характеристик по глубине, число частных определений дефор
мационных и прочностных характеристик грунтов должны быть достаточны для вычисления их норма
тивных и расчетных значений по (11).
5.4.2.10 Результаты инженерно-геологических изысканий в соответствии с [11] и СП 47.13330
должны содержать данные, необходимые:
- для определения свойств грунтов оснований и возможности строительства над подземными
транспортными сооружениями объектов городской инфраструктуры;
- выявления причин дефектов и повреждений конструкций тоннелей и метрополитенов (см. при
ложение Б) и определения мероприятий по их усилению;
- выбора способа дополнительной гидроизоляции подземных транспортных сооружений;
- установления вида и объема водопонижающих мероприятий (при необходимости).
5.4.2.11 Материалы инженерно-геологического обследования должны быть представлены в
виде геолого-литологического разреза вмещающего грунтового массива (или основания сооружения).
Классификация грунтов должна быть выполнена по ГОСТ 25100. Слои грунтов должны иметь вы
сотные привязки. При проведении обследования ведут рабочий журнал, который должен содержать
все условия проходки или шурфования, атмосферные условия, схемы конструкций обделки тоннелей,
размеры и расположения скважин, шурфов и т. д.
5.4.3 Геофизическое обследование состояния заобделочного пространства (контакт «грунт-
обделка»)
5.4.3.1 Техническое состояние оснований, грунтового массива, вмещающего транспортное под
земное сооружение, контакта «грунт—обделка» геофизическими методами по [12] следует проводить
при выявлении деформаций и обводнения обделок тоннелей глубокого и мелкого заложения и метро
политена, реконструкции подземных транспортных сооружений и строительстве в технических зонах
тоннелей и метрополитенов объектов различного назначения, в том числе, при необходимости, под
тоннелями и метрополитенами [например, при прокладке инженерных коммуникаций, при наличии
по обе стороны тоннелей открытых выработок (котлованов) и т.п.].
5.4.3.2 Выбор метода геофизического обследования в соответствии с [12, раздел 5]. состав и
объемы геофизических работ зависят от задач обследования грунтового массива, вмещающего тон
нельное сооружение, области применения того или иного метода, особенностей сооружения, инже
нерно-геологических и гидрологических условий, сроков выполнения работ.
Программу геофизических исследований разрабатывают на основе технического задания заказ
чика на обследование и оценку технического состояния объекта.
5.4.3.3 Исследование заобделочного пространства (контактный слой «грунт—обделка») при
оценке технического состояния тоннелей и метрополитенов следует проводить при выявлении де
формаций и обводнения обделок, реконструкции и строительстве в технических зонах транспортных
сооружений объектов различного назначения в случаях:
- приближения проектируемых объектов (свай, фундаментов, подземных сооружений) к тонне
лям и сооружениям метрополитена глубокого заложения ближе, чем максимальный размер тоннелей
или метрополитенов (диаметра тоннеля или пролета станции);
8