ГОСТ Р 57208—2016
6.9Угловые илинейныегеодезическиеизмерениявыполняют тахеометромпоГОСТР ИС017123-5.
Для проведения геодезических измерений необходимо иметь два комплекта высокоточных тахеоме
тров. прошедших метрологическую экспертизу.
6.10 Геодезические работы при обследовании тоннелей и метрополитенов состоят в выполнении:
- нулевого (начального) цикла наблюдений за планово-высотными смещениями конструкций:
- ежемесячных маркшейдерских наблюдений за планово-высотными смещениями конструкций
(при необходимости частота наблюдений увеличивается).
6.11 Нивелирование следует выполнять при двух горизонтах инструмента способом совмещения
в прямом и обратном направлениях с использованием штрихкодовых реек. Неравенство расстояний
от нивелира до реек не должно превышать 1.0 м, а накопление их в секции между соседними
марками или реперами — 2.0 м. Высота визирного луча над поверхностью лотковой части тоннеля (над
поверх ностью земли) должна быть не менее 0.5 м.
Разница превышений прямого и обратного нивелирных ходов, подсчитанная между двумя ниве
лирными знаками или в полигоне, не должна превышать 0,5-vf?. где п — число наблюдательных станций.
6.12 Ведение текущей маркшейдерской документации следует выполнять в соответствии с требо
ваниями СП 126.13330. раздела 9.
7 Мониторинг технического состояния тоннелей и метрополитенов
7.1 Мониторинг технического состояния тоннелей и метрополитенов проводят для контроля их
технического состояния и своевременного принятия мер по устранению возникающих негативных фак
торов. которые могут повлечь переход объектов в ограниченно работоспособное или аварийное состоя
ние!^. (
Л
-[И]. [15].
7.2 Мониторинг технического состояния сооружений, попадающих в зону влияния строительства
подземных иназемныхсооружений втехнических зонахтоннелейи метрополитенов, реконструкции, иных
природно-техногенных воздействий, планируют до начала строительства или ожидаемого природно-
техногенного воздействия.
7.3 Методика и объем системы наблюдений при мониторинге должны обеспечивать достовер
ность и полноту получаемой информации для подготовки исполнителем обоснованного заключения о
текущем техническом состоянии объекта (объектов).
7.4 Используемые для наблюдений средства измерений и оборудование должны быть сертифи
цированы, поверены (калиброваны) и аттестованы уполномоченными органами.
7.5 В результате проведения каждого этапа мониторинга должна быть получена информация, до
статочная для подготовки обоснованного заключения о текущем техническом состоянии здания или
сооружения и выдачи краткосрочного прогноза о его состоянии на ближайший период.
7.6 Первоначальным этапом мониторинга технического состояния тоннелей и метрополитенов (за
исключением выполняемого эксплуатирующей организацией) является обследование сооружения, при
котором устанавливают категорию его технического состояния и определяют параметры (характеристи
ки). которые требуют наблюдения при мониторинге.
7.7 При мониторинге технического состояния тоннелей и метрополитенов, находящихся в огра
ниченно работоспособном или аварийном состоянии, контролируют состояние конструкций и грунтов
до выполнения работ по восстановлению или усилению объектов и во время проведения таких работ.
На каждом этапе мониторинга проводят следующие работы:
- определяют текущие параметры объекта и сравнивают их с параметрами, измеренными на пре
дыдущем этапе;
- фиксируют степень изменения ранее выявленных дефектов и повреждений конструкций объекта
и выявляют вновь появившиеся дефекты и повреждения;
- проводят повторные измерения деформаций, кренов, прогибов и т. п. и сравнивают их со значе
ниями данных величин, полученными на предыдущем этапе:
- анализируют полученную на данном этапе мониторинга информацию и делают заключение о
текущем техническом состоянии объекта.
7.8 При мониторинге тоннелей и метрополитенов, попадающих в зону влияния нового строитель
ства и природно-техногенных воздействий, необходимо:
- определить абсолютные и относительные значения деформаций конструкций сооружений и
сравнить их с расчетными и допустимыми значениями:
- выявить причины возникновения и степень опасности деформаций для нормальной эксплуата
ции объекта;
12