ГОСТ ИСО 7902-1-2001
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(рекомендуемое)
Примеры расчета
А.1 Пример 1
Требуется исследовать сплошной подшипник (£2 «* 360 °С), имеюшмй размеры Z) ■= 120 мм и
В
= 60 мм.
который работает при нагрузке
F=
36 000 Н и при скорости
N}
*=33,33 с- *. Предполагается, что зги рабочие
условия являются критическими для теплового баланса. Корпус подшипника, имеющий плошаль
поверхности
А
■=0.3 м*. и неразрезная втулка подшипника изготовлены из алюминиевого сплава. Вал изго
товлен из стали. Смазочное масло подают через отверстие размером
dt
= 5 мм. расположенное диаметрально
противоположно нагруженной зоне втулки подшипника, как показано на рисунке 3. В качестве смазки
используют масло со степенью вязкости VG 100 (ИСО 3448).
Прежде всего исследуют возможность работы подшипника без смазки иод давлением. В
ЭТОМ
случае
диссипация тепла происходит только путем конвекции. Окружающая температура составляет FJtnb = 40 ‘С,
максимальная допустимая температура подшипника
Гит =
70 ‘С.
Если температура подшипника превысит
Тит,
то следует предусматривать подачу смазочного материала
под давлением с внешним масляным охлаждением. В таких случаях предполагается, что смазочный материал
подают в подшипник с избыточным давлением
ptn
= 5 х 10* Па. а температура масла на входе составляет
Тса
-
58
X .
Размеры и рабочие параметры
Нагрузка на подшипник
Скорость вала
Скорость подшипника
Утл охвата
Максимальный внутренний диаметр подшипника
Минимальный внутренний диаметр подшипника
Диаметр смазочного отверстия
Максимальный диаметр вала
Мшшматыгый диаметр вала
Относительная .пина подшипника
Средняя высота неровностей поверхности скольжения подшипника
Средняя высота неровностей поверхности скольжения вата
Коэффициент линейного расширения подшипника
36 ОСЮН.
N,
- 33.33 с - 1.
*в - 0 С- *.
12 - 360‘.
0 m„ - 120.070 х 10-J м.
Dm[n
■= 120.050 х 10~J м.
dL
= 5 х 10"3 м.
А .т « " 119.950 х 10-лм.
D,
т.„ - 119,930 х 10-5 м.
В/D
- 0,5.
Rzu
= 2 х 10"*’ м.
Rz,
- 1 х 10-*’ м.
а , „ - 23х 10-‘ К -’.
Коэффициент линейного расширения ватаа u - 11 х 10-6 К"1.
Смазочный материалVG 100.
T.g.
С
1
Г|’Г (ГсЛ). Пи с
40
50
6(1
70
0.098
0.057
0.037
0.025
Теплоатводяшая поверхность корпуса подшипника
Коэффициент теплопередачи
Температура окружающей среды
Температура смазочного материала на входе подшипника при
смазке иод давлением
Игбыточнос давление подачи смазочного матсриата при смазке
иод давлением
А
- 0,3 м*.
кл
= 20 Вт/(м-’ ■К).
Г,ть - 40 ‘С.
Ttn 9
58 ‘С.
рС1,
« 5х 10-’ Па.
Объемная удельная теплоемкость смазочного матсриатар с « 1.8 х 10* Дж/(м* • К).
Предельные значения
Максимальная допустимая удельная нагрузка на подшипник
Предельно допустимая температура подшипника
Критическая толщина смазочного слоя
1
Aim “ Юх 106 Па.
Г„т - 70 *С.
/г|
1
и = 9 х 10 ь м.
16