ГОСТ ИСО 7902-1-2001
Определяют в соответствии с 115] температуру подшипника
Тв
и температуру смазочного
материала
Те%
на выходе. Эффективная температура смазочного слоя относительно вязкости смазки
составляет в случае:
- чистой конвекции
7^|Т
=
7’в;_
- диссипации тепла через смазочный материал 7*С|Г=
TL
= 0,5
(7;о
+ Гех).
При высоких периферийных скоростях вместо этих средних значений можно выбрать значение
температуры, более близкое температуре смазочного материала на выходе.
Для проверки приемлемости расчетных значений 7Ви
Тех
их следует сопоставить с допусти
мыми рабочими параметрами 7]im, представленными в ГОСТ ИСО 7902-3.
В последовательности расчета прежде всего известны рабочие параметры
ТшЬ
или
Тсп,
а не
эффективная температура
ТсП,
требуемая в начале расчета. Поэтому в начале расчетов принимают
расчетное повышение температуры, т.е. 7’в, „ —
ТлтЬ
= 20 К;
Тех
0— Теп = 20 К, и соответствующие
рабочие температуры
Т{П.
На основании теплового баланса определяют соответствующие скоррек
тированные температуры
7’в ,
или
Тек
,,
которые усреднением с ранее принятыми
(7’„ 0
или
Тех
,,)
итеративно улучшались до тех пор. пока разница между значениями, имеющими индексы 0 и 1,
становилась незначительной, например 2К. Найденные таким образом условия соответствуют ста
ционарному режиму. При ступенчатой итерации следует принимать во внимание факторы, приве
денные в 6.7. Как правило, при итерации наблюдается быстрая сходимость результатов.
Итерационный расчет может быть заменен графической интерполяцией, при которой для расчета
Рл
, и
Рл
ДП)Ьили
Plh
L принимают несколько различных разностей температур. Если нанести на график
потоки тепладтЬ = /( /в) илиL= /( /’„), то условия стационарного режима определяют
точкой пересечения двух кривых (рисунок А.1).
6.5 .Минимальная толщина смазочного слоя и удельная нагрузка на подшипник
Зависимость значения зазора Л в круглоцилиндрических радиальных подшипниках от смеще
ния вата выражают следующим уравнением
Л = 0.5 Dунг (14 £ cos <р ),(19)
начиная с ф—<pj в наиболее широкой зоне зазора (рисунок 2).
Минимальную толщину смазочного слоя определяют по уравнению
- 0.5 Dус(Г(1-е)(20)
и сопоставляют с допустимым рабочим параметром hhm, установленным в ГОСТ ИСО 7902-3, в
результате чего определяется приемлемость полученного значения.
Удельную нагрузку на подшипник определяют по уравнению
Г
Р=
ТГн
(
21
)
и сопоставляют с допустимым рабочим параметром pUm, установленным в ГОСТ ИСО 7902-3. в
результате чего определяется приемлемость полученного значения.
6.6 Рабочие условия
При длительной работе подшипника скольжения при различных меняющихся режимах для
расчета следует выбрать такие рабочие условия, при которых значения р, hmia и Ти наиболее
неблагоприятны. Прежде всего необходимо определить, может ли подшипник работать с подачей
смазки без давления и достаточно ли отвода тепла путем конвекции. Следует исследовать наиболее
неблагоприятный в тепловом отношении случай, который соответствует условиям работы при
высоких скоростях вращения в сочетании с тяжелой нагрузкой. Если при чистой конвекции возни
кает высокая температура и увеличение размеров подшипника или площади поверхности корпуса до
наиболее возможного значения не снижает температуру подшипника до приемлемой, то необхо
димо применить смазку под давлением и масляное охлаждение.
Если после работы с высокой тепловой нагрузкой (низкой динамической вязкостью смазочного
материала) непосредственно следует работать в условиях высокой удельной нагрузки на подшипник
и низкой скорости вращения, то новые рабочие условия следует исследовать, сохранив тепловой
режим предыдущих рабочих условий.
12