ГОСТ ИСО 7902-1-2001
Переход к смешанному трению связан с контактом профилей шероховатости вала и подшип
ника в соответствии с критерием для Л,1т. определенным в ГОСТ ИСО 7902-3, согласно которому
необходимо принимать но внимание такжедеформацию. Переходный эксцентриситетопределяют
по формуле
Е и - 1 - т ^ ,(22)
TVrfl
а переходное значение числа Зоммерфельда по формуле (ГОСТ ИСО 7902-2):
■***■§•“)•(23)
Таким образом могут быть определены индивидуальные переходные условия (нагрузка, вяз
кость, скорость вращения).
Переходные условия могут характеризоваться совокупностью этих трех взаимосвязанных пара
метров. Для определения одного из них два других следует заменить соответственно этим условиям.
При быстрой остановке машины тепловой режим большей частью соответствует режиму
предшествовавшей непрерывной работы при условиях большой тепловой нагрузки.
Если охлаждение прекращают сразу же после остановки машины, то это может привести к
накоплению тепла в подшипнике, поэтому для расчета следует принять еще более неблагоприятное
значениеЕсли машина останавливается медленно, то предполагается понижение температуры
смазки или подшипника.
6.7 Другие влияющие факторы
Рассматриваемый метод расчета применим к подшипникам, работающим в стационарном
режиме, в частности при постоянной по значению и направлению нагрузке, при этом вал и
подшипник могут вращаться с одинаковой скоростью. Гидродинамическую угловую скорость опре
деляют по формуле
ада е Wj + сов .(24)
Метод расчета применим и для случая, когда постоянная по значению нагрузка вращается с
угловой скоростью %. В этом случае о,, определяют по формуле
ц , *. ш, о)„ - 2 <Oj-.(25)
Для нагрузки, вызванной дисбалансом и вращающейся вместе с валом (о>, = coj). используют
формулу
(Оь
е
- cuj +(1>н.(26)
0
Абсолютное значение )ь используют в расчете числа Зоммерфельда, при этом следует иметь
в виду, что при <oh < 0 эксцентриситет вала определяют при угле минус р (рисунок 4).
П ри м счан и с - Вес вращательные движении и угловые направления положительны по отношению к
направлению вращения вала.
1
Динамическая вязкость значительно зависит от температуры, поэтому необходимо знать зави
симость смазочного материала от температуры и его характеристики (ИСО 3448). Эффективную
динамическую вязкость пеп определяют по эффективной температуре смазочного слоя Г’«> т.е.
»clf находят по усредненным температурам Т„ и Тех. а не путем усреднения динамических вязкостей
П( Гс|1) и п( Tt%).
Динамическая вязкость зависит также от давления, но в меньшей степени.
Для подшипников, работающих в стационарном режиме и при обычных значениях удельной
13