ГОСТ ИСО 7902-1-2001
<?=& ;(10)
- при заполнении смазочным материалом всего кольцевого смазочного зазора, включая нена-
груженную зону, по (формуле
/ —силкпиof отверстие: 2 —смазочная
канавка
6.3.1 Элементами ввода смазочного материала являются смазочные отверстия, смазочные
канавки исмазочные карманы. Давление подачи смазочного материала реп должно быть значительно
меньше удельной нагрузки на подшипник р во избежание дополнительных гидродинамических
нагрузок. Обычно ptn находится в пределах от 0,05 до 0,2 МПа. Глубина смазочных канавок и
смазочных карманов значительно больше значения зазора подшипника.
6.3.2 Смазочные канавки —это элементы, предназначенные для распределения смазочного
материала в окружном направлении. На поверхности скольжения механическим путем нарезают
периферические канавки, узкие в осевом направлении. Если смазочные канавки расположены
вблизи зоны повышения давления, то распределение давления распадается на два независимых
«холма» давления, и несущая способность заметно уменьшается (рисунок 3).
В этом случае расчет проводят для половины нагрузки, приложенной к каждому вкладышу.
Однако в связи с развитием гидродинамического давления Q. следует учитывать только половину
расхода смазочного материала для баланса потерь тепла (6.4), так как возвратный поток в смазочную
канавку не участвует в диссипации тепла. Для сплошного подшипника полезнее делать смазочную
канавку в ненагруженной зоне подшипника, когда весь расход смазочного материала Qf входит в
тепловой баланс.
6.3.3Смазочные карманы —это элементы, служащие
для распределения смазочного материала по длине под
шипника. Смазочные карманы, нанесенные механическим
способом на поверхности скольжения, должны быть ори
ентированы в осевом направлении, а в окружном направ лении
должны быть по возможности более короткими.
Относительная длина карманов должна удовлетворять со
отношению bt,/B < 0,7. Хотя при больших значениях расход
масла увеличивается, но масло, вытекающее через узкие
ограничивающие перегородки в торце подшипника, не уча ствует
в отводе тепла. Это еще более справедливо, если торцевые
перегородки имеют отверстия в осевом направ лении. В
сплошных подшипниках (Й = 360’) вырезают смазочный
карман в стороне, противоположной направле
нию действия нагрузки, и два смазочных кармана в участ
ках, перпендикулярных к направлению действия нагрузки.
Так как расход смазочного материала даже в ненагружен
ной зоне подшипника способствует диссипации тепла тре
ния, возникающего при сдвиге, смазочные карманы
следует полностью учитывать в тепловом балансе. Вслучае
сегментных вкладышей (й < 360") расход смазочного ма
териала. обусловленный давлением подачи через смазоч
ные карманы у входа или у выхода сегмента, практически
не принимает участия в диссипации тепла, так как смазоч
ные карманы у выхода сегмента почти открыты, и большая
Рисунок 3
часть смазочного материала сразу же вытекает.
При условии заполнения смазочным материалом на
груженной зоны подшипника и отсутствия смазочного ма
териала в ненагруженной зоне диссипацию теача рассчитывают по расходу смазочного материала
только в нагруженной зоне.
Влияние типа и устройства элементов подачи смазочного материала на расход смазки рассмот
рено в ГОСТ ИСО 7902-2.
Общий расход смазочного материала определяют:
- при заполнении смазочным материалом только нагруженной зоны подшипника по формуле
Q =Q 3+ Q,-
(
11
)
10