ГОСТ Р 56256-2014
Введение
Числолюдей,использующихоборудованиеиуслугивобластиинформационно
коммуникационных технологий (ИКТ), которое включает аппаратуру, программное обеспечение и
сетевые технологии, увеличивается, также как и разнообразие и номенклатура самого оборудования и
услуг в области ИКТ. В повседневной жизни применение такого оборудования — не редкость.
Настоящий стандарт помогает разработчикам в адаптации современного оборудования и услуг
в области ИКТ. а также перспективного инновационного оборудования и услуг с тем, чтобы им могли
пользоваться как можно большее число людей, вне зависимости от их возможностей, степени
физических ограничений и культурных различий.
Настоящий стандарт основан на современном понимании особенностей людей, которые
обладают специфическими физическими, органолептическими и/или когнитивными расстройствами.
Однако доступность -это вопрос, который затрагивает многих людей. Пользователями
интерактивных систем являются потребители или работники различных профессий, такие как
домовладельцы, школьники, инженеры, служащие, продавцы и веб-дизайнеры. Люди в таких целевых
группах значительно различаются по своим физическим данным, способностям восприятия и
познавательным возможностям, и каждая целевая группавключает лиц сразличными
способностями. Таким образом, люди с ограниченными возможностями не составляют определенной
группы, которая может быть проигнорирована. Различия в возможностях могут быть результатом
разнообразных факторов, которые ограничивают возможности участия в повседневной жизни и
являются «универсальным человеческим опытом». Поэтому доступность относится к широкой группе
пользователей, включающей:
- люди с физическими, сенсорными и когнитивными нарушениями, врожденными или
приобретенными.
- пожилые люди (быстрорастущий процент населения), которые могут получать преимущества
при пользовании новыми продуктами и услугами, но обладают пониженными физическими,
сенсорными и когнитивными возможностями.
- люди с временными ограничениями, такие как человек со сломанной рукой или без своих очков
для чтения, и
- люди, которые испытывают затруднения в конкретных ситуациях, например, человек,
работающий в шумном месте, или обе руки которого заняты другими действиями.
Настоящий стандарт разработан как руководство по обеспечению и повышению доступности
оборудования и услуг в области ИКТ. программного обеспечения и сервисов, используемых людьми с
различными физическими возможностями. Настоящий стандарт формирует:
а)рамочную основу на базе эргономической концепции условий использования;
б)принципы обеспечения доступности оборудования и услуг в области ИКТ.
Настоящий стандарт помогает пользователям при рассмотрении вопросов доступности. В нем
также описаны характерные признаки основной продукции с примерами проектирования,
предоставлена информация для планирования, проектирования и разработки оборудования и услуг в
области ИКТ, а также приобретения и оценки оборудования и услуг в области ИКТ. Необходимо
признать важность нижеследующего общего руководства по эргономике, так же как и более конкретно
ориентированного на доступность руководства, приведенного в этом и других стандартах по
обеспечению доступности в достижении полного использования оборудования, программного
обеспечения и услуг в области ИКТ.
Многие требования и рекомендации настоящего стандарта могут использоваться и в других
областях, однако они особенно важны в области обеспечения доступности. В приложении Б приведен
перечень контрольных вопросов, который помогает пользователям оценить степень доступности
оборудования и услуг в области ИКТ.
IV