ГОСТ Р ИСО 26262-2—2014
Введение
Комплекс стандартов ИСО 26262 является адаптацией комплекса стандартов МЭК 61508 и пред
назначен для применения электрических и/или электронных (Э/Э) систем в дорожно-транспортных
средствах.
Эта адаптация распространяется на все виды деятельности в процессежизненного цикла систем,
связанных с безопасностью, включающих электрические, электронные и программные компоненты.
Безопасность является одним из важнейших вопросов в автомобилестроении. Создание новых
функциональныхвозможностейнетолько втакихсистемах, каксодействиеводителю, силовые установ
ки. управлениединамикойавтомобиля, ноив активныхипассивныхсистемахбезопасноститесносвяза
но с деятельностью по проектированию систем безопасности. Разработка и интеграция этих
функциональных возможностей повышает необходимость использования процессов разработки сис
тем безопасности иобеспечениядоказательствтого, что все обоснованные цели системы безопасности
выполнены.
С ростом сложности технологий, программногообеспечения и мехатроиных устройств увеличива
ются риски, связанные с систематическими отказами и случайными отказами оборудования. Чтобы
предотвратить эти риски, комплекс стандартов ИСО 26262 включает соответствующие требования и
процессы.
Безопасностьсистемыдостигается за счетряда мер безопасности, которые реализуютсясприме
нением различныхтехнологий (например, механических, гидравлических, пневматических, электричес
ких. электронных, программируемых электронных) и применяются на различных уровнях процесса
разработки. Несмотря на то. что настоящий стандарт касается функциональной безопасности Э/Э сис
тем. подход, рассматриваемый в настоящем стандарте, может быть использован для разработки свя
занныхс безопасностью систем, основанных надругих технологиях. Настоящийстандарт:
a) обеспечивает жизненный цикл систем безопасности автомобиля (менеджмент, разработку,
производство, эксплуатацию, обслуживание, вывод из эксплуатации) и поддерживает адаптацию необ
ходимыхдействий для выполнения этих стадий жизненного цикла;
b
) обеспечивает разработанный специально для автотранспорта основанный на риске подход
для определения уровней полноты безопасности (уровниполноты безопасности автомобиля (УПБА)];
c) использует значенияУПБАпри спецификациисоответствующихтребований, чтобы предотвра
тить неоправданный остаточный риск;
d) устанавливает требования к мерам проверки соответствия и подтверждения, которые обеспе
чиваютдостижениедостаточного и приемлемогоуровня безопасности;
e) устанавливает требования к взаимодействию с поставщиками.
На функциональнуюбезопасностьвлияютпроцессы разработки(втом числеспецификациятребо
ваний. реализация, внедрение, интеграция, верификация, подтверждение соответствия и управление
конфигурацией), процессы производства иобслуживания, а также процессы управления.
Вопросы безопасности тесно связаны с любыми опытно-конструкторскими работами, реализую
щими функционал и обеспечивающими качество создаваемых изделий, а также с результатами таких
работ. Настоящий стандарт рассматривает связанные с безопасностью проблемы, касающиеся
опытно-конструкторских работ и их результатов.
На рисунке 1показана общая структура комплекса ИСО 26262. Внем для различныхстадий разра
ботки изделия используется эталонная V-модель процесса. На рисунке 1:
- залитая область в виде символа «V» представляет взаимосвязь между ИСО 26262-3,
ИСО 26262-4, ИСО 26262-5. ИСО 26262-6 и ИСО 26262-7;
- ссылки на конкретную информациюданы ввиде: «m-п»,где «т» представляетсобой номерчасти
настоящегостандарта, а «п» указывает на номер раздела этой части.
Пример — 2-6 ссылается на пункт 6 ИСО 26262-2.
IV