ГОСТ 32293-2013
время тестирования, или на моделях, описывающих снижение концентрации исследуемого вещества.
11.5.11 Вследствие динамичного роста водорослей трудно определить фактические
концентрации исследуемого вещества, особенно для адсорбирующихся веществ в низких
концентрациях. В подобных случаях снижение концентрации исследуемого вещества в тестируемом
растворе вследствие адсорбции на увеличивающейся водорослевой биомассе не означает, что
вещество удаляется из тестовой системы.
11.5.12При проведении анализа результатов тестирования необходимо проверить,
сопровождается ли снижение концентрации исследуемого вещества во время тестирования
замедлением ингибирования роста водорослей. В этом случае необходимо использовать модель,
описывающую снижение концентрации исследуемого вещества. В ином случае необходимо
проводить анализ результатов на основании начальной (номинальной или измеренной) концентрации
исследуемого вещества.
11.6Прочие наблюдения
Для проверки нормального и здорового развития прививочного материала и наблюдения за
любыми отклонениями в развитии водорослей (вследствие воздействия исследуемого вещества) в
конце тестирования должны проводиться микроскопические наблюдения.
11.7Определение диапазона предельных концентраций исследуемого вещества
11.7.1 В некоторых случаях, например когда предварительное тестирование показывает, что
исследуемое вещество не оказывает токсичного воздействия в концентрациях ниже 100 мг/л или
ниже своего предела растворимости в питательной среде (по наименьшему показателю), может быть
проведено определение диапазона предельных концентраций исследуемого вещества, направленное
на сравнение откликов в контрольной пробе и одной из тестовых проб (100 мг/л или концентрация,
равная пределу растворимости).
11.7.2 Все указанные ранее условия проведения тестирования и критерии достоверности
применимы к определению диапазона предельных концентраций исследуемого вещества, за
исключением того, что количество параллельных проб должно быть не менее шести. Анализ
переменных отклика в контрольной пробе и тестовых пробах может быть проведен с использованием
статистического теста, например t-теста Стьюдента. Если расхождения в этих пробах неравны, то
должен быть проведен t-тест, приспособленный для неравных расхождений.
12Данные и отчет о проведении тестирования
12.1Кривые роста
12.1.1Биомасса в тестовых сосудах может быть выражена в единицах показателя-
заменителя. используемого для измерения (например, число клеток, флюоресценция).
12.1.2В таблицу сводят следующие показатели: измеренную концентрацию биомассы в
тестовых и контрольных пробах, концентрации исследуемого вещества и время их измерения,
зарегистрированное с интервалом в 1 ч. Для построения графиков могут использоваться как
логарифмическая, так и линейная шкалы, но использование логарифмической шкалы является
обязательным идает лучшее представление об изменениях в тестовой пробе во время тестирования.
Следует отметить, что экспоненциальный рост дает прямую линию при использовании
логарифмической шкалы и наклон линии указывает на определенную скорость роста водорослей и
(или) цианобактерий.
12.1.3Используя графики, выясняют, происходит ли рост водорослей и (или)
цианобактерий экспоненциально с ожидаемой скоростью во время тестирования. Изучают все
значения показателей, внешний вид графиков и проводят анализ возможных ошибок. В частности,
проверяют любые значения, которые отклоняются за счет систематических ошибок. Если очевидно,
что могут быть идентифицированы ошибки, допущенные в процедурах, или их появление возможно с
большей вероятностью, то соответствующие значения расцениваются как отклоняющиеся и не
включаются в последующий статистический анализ. Нулевая концентрация водорослей в одной из
параллельных проб может указывать на то. что инокулирование было проведено неправильно или
сосуд был промыт ненадлежащим образом. В отчете о проведении тестирования необходимо указать
на причины рассмотрения того или иного значения в качестве отклоняющегося. Статистический
анализ для идентификации отклоняющихся значений имеет ограниченное использование для
данного вида задач и не может заменить оценки эксперта. Отклоняющиеся значения (отмеченные как
таковые) должны быть сохранены среди остальных значений, указанных на графике или
представленных в таблице.
7