ГОСТ Р ИСО 26800—2013
Воздействие внешних нагрузок на человека изменяется в зависимости от его индивидуальных
характеристик. К ним относят такие характеристики как физические и умственные способности,
навыки, методы работы, поведение и функциональное состояние, а также производительность
выполнения задачи и его/ее восприятие внешних и внутренних нагрузок. Некоторые из этих
характеристик изменяются со временем, как за короткий, так и за долговременный периоды,
например, вследствие постоянного процесса получения и накопления навыков, связанных с
формированием знаний и опыта, что приводит к повышению результативности и эффективности.
Кроме того, человек может изменить внешнюю нагрузку (обратная связь) если это возможно
(например, уход на перерыв и/или изменение темпа работы).
Внешняя нагрузка является источником внутренней нагрузки, которая, в свою очередь, тоже
зависит от характеристик человека. Например, подъем одного и того же объекта на установленную
высоту приведет к разной внутренней нагрузке у различных людей, которая будет зависеть от их
максимальной мышечной силы.
Внутренняя нагрузка может иметь как кратковременные, так и долговременные последствия.
Некоторые из этих последствий, например, усталость, являются непостоянными величинами, при
этом организм быстро возвращается в исходное состояние, если ему предоставить достаточную
возможность для отдыха. Другое - более устойчивые, они имеют долговременный, а иногда и
постоянный характер. И долговременные, и кратковременные последствия могут быть как
положительными, так и отрицательными. Они развиваются при воздействии комплексных, зависящих от
времени и иногда повторяющихся процессов. Это характерно как при физической, так и
умственной деятельности, и охватывает, например, эксплуатацию механизмов, комплексные
потребительские изделия, общедоступные системы или оказание помощи пациенту.
Несоответствие между внешней нагрузкой и возможностями индивидуума может привести к
отрицательным результатам, таким как увеличение числа травм и ошибок, низкое качество и
производительность и тщ.
Примечание — Более подробное описание в области умственной нагрузки приведено в
ИСО 10075 [10].
П ри м ер . При выполнении задачи, связанной с тяжелой физической деятельностью, работа
может первоначально привести к кратковременным отрицательным последствиям (например,
начинают болеть мышцы, появляются неприятные ощущения). Однако они будут сопровождаться не
столь видимыми последствиями, такими как физиологическая адаптация или
психологическое обучение и привыкание. Таким образом, в процессах внутренней обратной
связи отрицательное последствие может быть снижено и последовательно заменено на
положительное последствие (например, увеличение мышечной силы). Аналогичные процессы
можно наблюдать и в области умственной деятельности, когда процесс обучения постепенно
упрощает выполнение работы.
В целом, длительное воздействие значительной физической и/или умственной внешней
нагрузки приведет к отрицательным последствиям, таким как усталость, монотония, снижение
бдительности, которые зависят от интенсивности и временной структуры образующейся вследствие
этого внутренней нагрузки. Результат воздействия возрастает нелинейно в зависимости от времени
или нарастания интенсивности внешней нагрузки. Все эти последствия не являются патологическими
проявлениями внутренней нагрузки, они полностью исчезают после отдыха или изменения вида
деятельности/задач. Следовательно, перерывы или ограничение времени воздействия внешних
нагрузок снижают рост внутренней нагрузки и последующей усталости и обеспечивают
восстановление от усталости. Если возникновения временных отрицательных последствий не
избежать, и не удается достигнуть достаточного восстановления после них. то могут возникнуть
долговременные последствия, такие как истощение, хроническая усталость или ■выгорание".
Управление внешней нагрузкой посредством изменения ее интенсивности или времени дает
возможность избежать возникновения отрицательных кратко - и долговременных последствий.
Однако приостановка деятельности/задачи. особенно на длительный период, превышающий
необходимое для восстановления время, может привести к снижению приобретенных способностей
(например, снижение полученного уровня навыков или способности планирования при решении
задач). Обучение или получение навыков и развитие способностей, особенно в течение длительного
периода, является обычным последствием взаимодействия между внешней нагрузкой и человеком. С
другой стороны, недостаточная нагрузка, приводящая к снижению или потере способностей
в результате ограниченного применения или недостатка обратной связи, не желательна.
Обучение и приобретение навыков может быть улучшено за счет внешних модификаторов,
таких как тренировка.
Следствием опыта, старения или болезни может явиться изменение на длительное время
индивидуальных способностей, включая навыки.
9