ГОСТ РИСО 13985—2013
4.2.2.2 Внутренняя и внешняя опора
При воздействии ускорений, определенных втаблице 1. напряжение вопорныхэлементах недол
жно превышать 50 % предела прочности на разрыв (/^.вычисленное в соответствии с моделью линей
ного напряжения).
Допустимое напряжениев опорныхэлементахможноневычислять, еслиимеютсяподтверждения,
чтоопорытопливного бакаобеспечиваютускорения, приведенныев таблице 1.без каких-либоструктур
ных повреждений внутреннего бака или его опор.
4.3 Температурные напряжения
4.3.1 Расчетная температура
Расчетная температура стенки внутренней, внешней оболочки идополнительных принадлежнос
тей должна быть 20 °С. Кроме того, внутренняя, внешняя оболочка и арматурадолжны иметь конструк
цию, позволяющую им выдерживать температурный диапазон от минимально возможной до
максимальной возможнойтемператур, которые могут иметь место в реальных условиях эксплуатации.
4.3.2 Температура окружающей среды
Топливный бак должен иметь конструкцию, позволяющую выдерживать значения температуры
окружающей среды в диапазоне от минус 40 °С до 85 °С. Если топливный бак может быть установлен
рядом с источниками дополнительного тепла (например, в двигательном отсеке транспортного сре
дства), то в этом случаетопливный бакдолжен иметь конструкцию, позволяющую выдерживать темпе
ратуру окружающей среды 120 °С или менее, если этообосновывается расчетами.
4.3.3 Рабочая температура
Необходимо учитывать температурные напряжения, возникновение которых возможно в силу
изменения рабочих условий. Внутренняя оболочка и прочиекомпоненты, которые могут контактировать с
жидким водородом, должны иметь конструкцию, позволяющую им работать при минус253 °С.
4.4 Материалы
Материалы топливного бака иего арматура должны бытьсовместимы с:
a) водородом;
b
) другими средами и жидкостями, содержащимися внутри транспортного средства (например,
хладагентами и кислотой из аккумулятора).
П р и м е ч а н и е — Рекомендации по уменьшению воздействия водородного охрупчивания приводятся в
приложении В.
Материалы, используемые при низких температурах, должны соответствовать требованиям к
ударной вязкости, установленным ИСО 21028-1. В случае неметаллических материалов, пригодность
для использованияпри низкихтемпературахдолжна подтверждатьсяэкспериментально, сучетом усло
вий эксплуатации.
Материалы, используемыедля внешней оболочки, должны обеспечивать защиту системы изоля
ции. а их удлинение при температурежидкого азота должно составлять какминимум 12 %.
Неследуетдобавлятьприпускнакоррозиюдля внутреннегобака. Такженеследуетдобавлятьпри
пуск на коррозиюдлядругих поверхностей, если они защищены откоррозии.
В случае сварных сосудов, сварные швыдолжны иметь свойства, эквивалентные свойствам, ука
заннымдляосновного материала, при всехтемпературах, которые могутиметьместов условияхэксплу
атации.
4.5 Конструкция
4.5.1 Утверждение конструкции
Конструкциятопливного бакадолжна выбираться всоответствиисвариантами, установленными в
10.1 ИСО 21029-1:2004.
4.5.2 Внутренняя и внешняя оболочки
Если тип топливного бака выбран не в соответствии с вариантом по 10.1.3 ИСО 21029-1:2004, то
конструкциявнутренней ивнешнейоболочкидолжна соответствоватьвсемконструкторским особеннос
тям, установленным в 10.3 ИСО 21029-1:2004. Есликонструкцияутвержденав соответствиисвариантом
по 10.1.3 ИСО 21029-1:2004, то в этом случае будут применяться исключения, установленные в 10.1.3
ИСО 21029-1:2004.
Применяютобщиедопуски ИСО 2768-1. если неоговаривается иное.
4