ГОСТ Р 55057—2012
Безопасность железнодорожного подвижного состава
21
безопасностьжелезнодорожного подвижного состава: Состояниежелезнодорожного подвижного
состава, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вредажизни или здо
ровью граждан, имуществу физическихили юридическихлиц, государственному или муниципальному
имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
[ГОСТ Р 55056—2012, статья 400]
22 аварийная крэш-система: Устройство железнодорожного подвижного состава, предназначенное
для предотвращения или снижения риска травмирования обслуживающего персонала и/или пассажи
ров в случае столкновения и/или схода железнодорожного подвижного состава.
23 условия безопасности движения поезда: Совокупность контролируемых состояний объектов
инфраструктуры, подвижного состава, смежныхсистем и устройств, при которых обеспечивается безо
пасное движение поезда.
24 устройство контроля бдительности машиниста: Устройство контроля состояния бодрствования
и адекватной реакции машиниста на подачу сигнала проверки бдительности при ведении поезда.
25 устройство контроля схода подвижного состава с рельсов: Устройство, предназначенное для
обнаружения схода колесных пар с рельсов или наличия волочащихся деталей.
26 электропновматический клапан: Прибордля принудительного торможения в системах автомати
ческой локомотивной сигнализации и автоматического регулирования скорости.
27
габарит железнодорожного подвижногосостава: Поперечное перпендикулярноекоси путиочерта
ние. в котором, невыходя наружу,долженпомещатьсяустановленныйнапрямом горизонтальном пути
при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и
динамическихколебаний какв порожнем, таки внагруженном состояниижелезнодорожный подвижной
состав, в том числе имеющий максимально нормируемые иэносы.
[ГОСТ Р 55056—2012, статья 405]
Тормозные системы и процессы торможения
28 тормозная система поезда: Совокупность тормозного оборудования железнодорожного подвиж
ного состава.
29 тормоз железнодорожного подвижного состава: Комплекс составных частей единицы железно
дорожного подвижного состава, обеспечивающий создание искусственного сопротивления его движе
нию в целях снижения скорости движения до остановки и удержания в неподвижном состоянии.
30 приборы управления тормозами железнодорожного подвижного состава: Составная часть
тормозной системы железнодорожного подвижного состава, предназначенная для управления тормо
зами непосредственно указанной единицы железнодорожного подвижного состава.
31 торможение железнодорожного подвижного состава: Процесс создания искусственного сопро
тивлениядвижению тормозными системами единицжелезнодорожного подвижного состава, обеспечи
вающий снижение скорости или остановку.
32 служебное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, обеспечи
вающее плавное снижение скорости или остановки железнодорожного подвижного состава в заранее
предусмотренном месте.
33 экстренное торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение, применяемое в
случаях, требующихнемедленнойостановкижелезнодорожногоподвижногосостава путемприменения
максимальной тормозной силы.
34 электрическое торможение железнодорожного подвижного состава: Торможение тягового
железнодорожного подвижного состава, при котором тормозная сила создается при преобразовании
кинетической энергии тягового железнодорожного подвижного состава в электрическую энергию путем
перевода тяговыхэлектродвигателей в генераторный режим, а получаемаяэлектроэнергия или возвра
щается в тяговую сеть, или рассеивается в тормозных резисторах, установленныхна тяговомжелезно
дорожном подвижном составе.
35 рекуперативное торможение железнодорожного подвижного состава: Электрическое тормо
жение тяговогожелезнодорожного подвижногосостава, осуществляемоеэлектродинамическим тормо-
4