ГОСТ Р ИСО 5496—2005
6.2.2Метод оценивания запахов путем проглатывания водных растворов
6.2.2.1 Проведение анализа
Испытателям предоставляют лабораторные стаканы, содержащие различные ароматические ве
щества. Испытатели оценивают ретроназальное обонятельное ощущение, даваемое веществами по
сле глотания.
6.2.2.2 Индивидуальные лабораторные стаканы, если возможно, с пригнанной пробкой и соло
минкой
6.2.2.3 Приготовление образцов
При необходимости готовят no А.2 (приложение А) подходящие разведения веществ, используе
мых для получения соответствующих концентраций, согласно таблице А.2 (приложения А).
П р и м е ч а н и е — В этом методе растворы менее концентрированные, чем а прямых методах восприятия
запахов.
Разведения разливают в лабораторные стаканы и закрывают крышкой, если те используются.
6.2.2.4 Метод
Каждому испытателю предоставляют лабораторные стаканы.
Если стаканы не закрыты, то испытатель зажимает нос. отпивает глоток раствора и затем осво
бождает нос; лабораторный стакан убирают, пока раствор во рту. Испытатель глотает раствор.
Запахоценивается во время последующего выдоха. При использовании лабораторных стаканов с
крышками и соломинками испытателю нет необходимости зажимать нос.
Таким образом испытатель делает оценку запаха ретроназальным способом.
Когда испытатель приходит к какому-то решению, он отвечает на вопросы анкеты (см. раздел 7 и
образец анкеты в приложении В).
6.2.2.5 Предоставление результатов
Результаты предоставляют в соответствии с разделом 8.
7 Анкета
Анкета содержит следующие вопросы:
Вы почувствовали запах?
Вы распознали этот запах?
У испытателей также спрашивают название или описание запаха, или возникшую ассоциацию.
Кроме того, полезно оставить место для заметок испытателей.
П р и м е ч а н и е — Анкета может быть в напечатанном виде (как показано в примере приложения В) или в
электронном.
8 Предоставление результатов
Руководители тестирования выражают результаты различным способом в зависимости от цели
тестирования и/или тестирования с целью инструктирования (или инициации), обучения или отбора ис
пытателей.
Требования относительно правильного предназначения вещества также зависят от цели теста.
Правильный ответ (согласно инструкции) — назвать или описать запах или возникшую ассоциа
цию. в зависимости от случая:
a) на стадии знакомства — химическое название (где оно известно), тривиальное название или
ассоциация, или даже соответствующее описательное выражение:
b
) на стадии обучения и отбора — химическое название или соответствующий дескриптор.
8.1 Предоставление — инициация
Когда испытатели вносят свои оценки в анкеты, руководитель тестирования должен собрать их
вместе, объявить результат, обозначить каждое вещество идать его химическое название или дескрип
тор.
Руководитель предоставляет испытателям вещества и отвечает на любые возникающие вопросы,
чтобы помочь им запомнить ассоциации между химическим веществом и соответствующим запахом.
Для обучения испытателей распознавать большое количество запахов необходимо провести не
сколько тестирований.
5