ГОСТ Р ИСО 5725-6-2002
ВВЕДЕНИЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ИСО 5725
0.1 В ИСО 5725 для описания точности метода измерений используются два термина: «пра
вильность» и «прецизионность». Термин «правильность» характеризует степень близости среднего
арифметического значения большого числа результатов измерений к истинному или принятому
опорному значению, термин «прецизионность* —степень близости результатов измерений друг к
Другу.
0.2 Необходимость рассмотрения «прецизионности» возникает из-за того, что измерения,
выполняемые на предположительно идентичных материалах при предположительно идентичных
обстоятельствах, не дают, как правило, идентичных результатов. Это объясняется неизбежными
случайными погрешностями, присущими каждой измерительной процедуре; факторы, оказывающие
влияние на результат измерения, не поддаются полному контролю. При практической интерпрета
ции данных измерений зта изменчивость должна учитываться. Например, нельзя установить
фактическое отклонение полученного результата измерений от некоторого определенного значения
измеряемой величины, если он лежит в области неизбежных случайных погрешностей измеритель
ной процедуры. Аналогичным образом, сопоставление результатов измерений измеряемых характе
ристик двух партий материала не выявит какого-либо существенного различия в качестве, если
расхождение между результатами лежит в вышеупомянутой области.
0.3 В частях 1 —5 ИСО 5725 обсуждаются подходы и приводятся методы оценки прецизион
ности (выраженной через стандартные отклонения повторяемости и воспроизводимости) и правиль
ности (выраженной через различные составляющие систематической погрешности) измерений,
выполняемых стандартным методом. Такая оценка, однако, была бы бесцельной, если бы ее
результаты нельзя было использовать на практике.
0.4 Исходя из того, что точность метода измерений установлена, в настоящей части ИСО 5725
даны области применения значений точности на практике, например в области продвижения
коммерческих сделок или контроля показателей работы лабораторий и признания их технической
компетентности.
VIII