ГОСТ Р 41.79-99
5 Положения, касающиеся конструкции
5.1 Общие положения
5.1.1 Механизм руленого управления должен обеспечивать простое и надежное управление
транспортным средством на всех скоростях до его максимальной конструктивной скорости или в
случае прицепа —до его технически допустимой максимальной скорости. Он должен самостоятель
но возвращаться в центральное положение в ходе испытания в соответствии с разделом 6. Транс
портное средство должно, в случае автотранспортных средств, отвечать требованиям 6.2, а в случае
прицепов —требованиям 6.3. Если транспортное средство оборудовано ВРУ, оно должно соответ
ствовать требованиям, содержащимся в приложении 4.
Прицепы, оборудованные полностью гидравлическими рулевыми приводами, должны также
соответствовать требованиям приложения 5.
5.1.1.1 Необходимо предусмотреть, чтобы при движении по прямой исключалась необходи
мость заметной корректировки водителем направления движения, а при движении с максимальной
конструктивной скоростью отсутствовала необычная вибрация системы рулевого управления.
5.1.1.2 Перемещение органов рулевого управления и упраазяемых колес, за исключением
колес, управляемых ВРУ, должно осуществляться синхронно.
5.1.1.3 Органы рулевого управления и управляемые колеса, за исключением колес, управляе
мых ВРУ, должны функционировать синхронно во времени.
5.1.2 Механизм рулевого управления должен быть сконструирован, изготовлен и установлен
таким образом, чтобы при нормальных условиях эксплуатации транспортного средства или состава
транспортных средств оно выдерживало возникающие нагрузки. Ни одна из частей, если она
специально не предназначена для этой цели, не должна ограничивать максимальный угол поворота.
5.1.2.1 Во исполнение настоящих Правил предполагается, если не предусмотрено иначе, что
в механизме рулевого управления одновременно может возникнуть не более одной неисправности
и что две оси одной тележки следует рассматривать как одну ось.
5.1.3 В случае остановки двигателя или выхода из строя одной из частей механизма рулевого
управления, за исключением тех частей, которые перечислены в 5.1.4. рулевой механизм в случае
автотранспортных средств должен удовлетворять требованиям 6.2.6. а в случае прицепов —требова
ниям 6.3.
5.1.4 Для целей настоящих Правил предполагается, что управляемые колеса, органы управле
ния рулевым механизмом и псе механические части рулевого привода не предрасположены к выходу
из строя, если они имеют надлежащие размеры, легкодоступны для обслуживания и характеризуются
показателями безопасности, по меньшей мере, соответствующими показателям, которые
предписа ны для других основных компонентов транспортного средства (таких, как тормозная
система). Если неисправность любой такой части может привести к потере управления
транспортным средством, эта часть должна быть изготовлена из металла или из материала с
эквивалентными свойствами и не должна подвергаться значительным деформациям при
нормальных условиях работы системы руле вого управления.
5.1.5 Водитель должен получать со своего места информацию о любой неисправности рулевой
передачи, исключая чисто механические неисправности; в случае автотранспортного средства сиг
налом о возникновении неисправности служит увеличение рулевого усилия; в случае прицепа
допускается использование механического индикатора. В случае возникновения неисправности
допускается изменение передаточного чиста рулевого механизма, если при этом не превышается
показатель рулевого усилия, указанный в 6.2.6.
5.2 Специальные положения
5.2.1 Органы управления рулевым механизмом
5.2.1.1 Если водитель непосредственно воздействует на органы управления рулевым механиз
мом:
5.2.1.1.1 они должны быть легко управляемыми;
5.2.1.1.2 направление движения органов рулевого управления должно соответствовать желае
мому изменению направления движения транспортного средства;
5.2.1.1.3 за исключением ВРУ, их конструкция должна обеспечивать плавное и одновременное
изменение угла управления и угла поворота.
5.2.2 Рулевая передача
5.2.2.1 Конструкция устройств регулирования геометрической схемы механизма управления
должна обеспечивать после регулировки нормальное соединение регулируемых элементов посред
ством соответствующих устройств блокировки.
5.2.2.2 Рулевая передача, которая может быть рассоединена при изменении геометрической
формы транспортного средства (например на раздвижных полуприцепах), должна оборудоваться
5