ГОСТ Р 41.79-99
2.3.3 управляемые колеса: Колеса, положение которых по отношению к продольной оси
транспортного средства может меняться непосредственно или через посредство каких-либо меха
низмов с целью изменения направления движения транспортного средства. (К управляемым колесам
относится ось. на которой оси вращаются и задают таким образом направление движения транс
портного средства).
2.3.4 устройство энергопитания: Элементы рулевого механизма, обеспечивающие его энергией,
регулирующие ее подачу, а также в соответствующих случаях служащие для ее выработки и аккуму
лирования. В него также входят любые резервуары для рабочего тела и линии возврата, за исклю
чением двигателя транспортного средства (помимо функций, указанных в 5.1.3) или его соединений с
источником энергии.
2.3.4.1 источник энергии: Часть устройства энергопитания, которая вырабатывает необходимый
вид энергии, например гидравлический или воздушный насос.
2.3.4.2 резервуар для аккумулирования энергии: Часть устройства энергопитания, служащая для
хранения энергии, вырабатываемой источником энергии.
2.3.4.3 питательный резервуар: Часть устройства энергопитания, служащая для хранения рабо
чего тела при атмосферном или близком к нему давлении.
2.4 Характеристики рулевого механизма
2.4.1 усилие на рулевом колесе: Сила, действующая на орган рулевого управления с целью
изменения направления движения транспортного средства.
2.4.2 время управления: Период времени с момента приведения в действие органа рулевого
управления до момента установления управляемых колес под необходимым утлом поворота.
2.4.3 угол поворота: Угол между проекцией продольной оси транспортного средства и линией
пересечения плоскости колеса, которая представляет собой центральную плоскость шины, перпен
дикулярную к оси вращения колеса, и поверхности дороги.
2.4.4 рулевое усилие: Все силы, действующие в рулевом механизме.
2.4.5 среднее передаточное число рулевого механизма: Отношение углового смещения рулевого
колеса к среднему рабочему углу поворота управляемых колес от упора до упора.
2.4.6 круг поворота: Круг, в пределах которого находятся проекции всех точек транспортного
средства на плоскость грунта при движении транспортного средства по кругу, за исключением
внешних зеркал и передних указателей поворота.
2.4.7 номинальный радиус органа рулевого управления: В случае с рулевым колесом — крат
чайшее расстояние от центра его вращения до внешней кромки обода. В случае с любым другим
органом рулевого управления он означает расстояние между центром вращения такого органа и
точкой приложения усилия к этому органу управления. Если количество таких точек превышает
одну, то в расчет принимается точка, требующая приложения наибольшего усилия.
2.5 Типы механизмов рулевого управления
В зависимости от источника рулевого усилия различают следующие типы механизмов рулевого
управления:
2.5.1 В случае автотранспортных средств:
2.5.1.1 ручное рулевое управление, при котором рулевое усилие обеспечивается исключительно
за счет мускульной силы водителя;
2.5.1.2 рулевое управление с усилителем, при котором рулевое усилие обеспечивается как за
счет мускульной силы водителя, так и за счет устройства (устройств) энергопитания;
2.5.1.2.1 рулевое управление, в котором рулевое усилие обеспечивается в случае исправно
действующего рулевою механизма исключительно за счет одного или более устройств энергопита
ния, но в котором, в случае его выхода из строя, рулевое усилие может обеспечиваться за счет
мускульной силы водителя, также считается рулевым управлением с усилителем;
2.5.1.3 полноприводное рулевое управление, в котором рулевое усилие обеспечивается исклю
чительно за счет одного или более устройств энергопитания;
2.5.1.4 саморегулирующийся механизм рулевого управления представляет собой систему, кон
струкция которой позволяет изменять угол поворота одного или более колес только под воздействием
сил и/или моментов силы, прилагаемых для приведения шины в контакт с дорогой.
2.5.2 В случае прицепов:
2.5.2.1 саморегулирующийся механизм рулевого управления (2.5.1.4);
2.5.2.2 сочлененный механизм рулевого управления, при котором рулевое усилие обеспечивается
за счет изменения направления движения буксирующего транспортного средства, при этом поворот
управляемых колес прицепа полностью определяется утлом между продольными осями
буксирую щего транспортного средства и прицепа;
2.5.2.3 независимый механизм рулевого управления, при котором рулевое усилие обеспечивается
за счет изменения направления движения буксирующего транспортного средства, при этом поворот
2