24
параллельном соединении охладителей.
В целях повышения точности измерения превышения температуры охлаждающей среды следует производить измерение как можно более высокого превышения температуры. Для этого следует в наибольшей возможной степени уменьшить расход охлаждающей среды, не выходя из допускаемых значений температуры.
Дроссельное устройство

Q — расходомер; ϑW — температура нагретой охлаждающей жидкости; ϑU — температура, до которой охлаждена частично ответвленная охлаждающая жидкость; ϑK —температура смеси
Черт. 11
Это более применимо при достаточно холодной охлаждающей воде, чем в случае применения конденсата в качестве охлаждающей среды.
Если превышение температуры охлаждающей среды при калориметрических измерениях слишком мало и не может быть допущено изменение ее объемного расхода (например, масла в подшипниках), то в процессе измерения полезно выделить потери в ответвлении через которое течет только часть циркулирующей жидкости (черт. 11), и возвратить в охлаждающую среду эту часть при более низкой температуре. Это требует достаточно низкой температуры вторичной охлаждающей среды. Метод калориметрии в ответвлении позволяет получать более значительные разности температуры Δϑ и, следовательно, повысить точность измерения. Сужающее устройство позволяет получить надлежащее распределение между параллельными трубами.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6. ВЫЧИСЛЕНИЕ КПД ПРИ КОСВЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ
6.1. Машины постоянного тока
6.1.1. Механические потери Pмех должны быть определены опытным путем при том значении частоты вращения, для которого проводится определение КПД. Они могут быть определены методами: динамометра, тарированного двигателя, ненагруженного двигателя (экстраполяцией измеряемых потерь на нулевое значение приложенного напряжения), самоторможения и калориметрическим.
6.1.2. Потери в стали и добавочные потери холостого хода Pст условно принимаются независящими от нагрузки и равными потерям при холостом ходе с теми значениями напряжения и частоты, для которых определяют КПД.
Для машин очень низкого напряжения, если это установлено в технических условиях на электрические машины конкретных видов, эти потери допускается определять при напряжении, увеличенном для генератора и уменьшенном для двигателя на падение напряжения в цепи якоря для рассматриваемого тока.
(Измененная редакция, Изм. № 1)
6.1.3. Основные потери в цепях рабочих обмоток Pм определяются по п. 2.3.
6.1.4. Потери на возбуждение Pв определяются по п. 2.4 по току возбуждения, соответствующему рассматриваемому режиму работы. Если этот ток не может быть получен из опыта нагрузки, то при номинальном режиме работы его следует принимать по ГОСТ 10159.
6.1.5. Электрические потери в щетках Pщ определяются по п. 2.5.
6.1.6. Добавочные потери при нагрузке Pд при номинальном режиме работы, если нет иных