11
короткого замыкания трансформатора
, (14)
откуда, с учетом (11),
. (15)
При торможении нагрузкой возбудителя на нагрузочное сопротивление учитывают только механические потери испытуемой машины
, (16)
откуда, с учетом (9),
. (17)
Здесь под Р понимают сумму мощности, отдаваемой возбудителем, и потерь в нем, которые могут быть приняты по его расчетным данным.
Постоянная самоторможения С может быть определена также из опыта вращения испытуемой машины в режиме ненагруженного двигателя, в случае синхронной машины — при коэффициенте мощности, равном единице, при номинальной частоте вращения и номинальном напряжении; в этом случае
. (18)
Если известен момент инерции вращающейся части I, кг·м2, то для того чтобы получить все потери в киловаттах, постоянную самоторможения следует вычислять по формуле
С = 0,01097I. (19)
4.5. Порядок выполнения опытов самоторможения
4.5.1. Необходимым условием выполнения опытов самоторможения является полная приработка трущихся поверхностей во всех опорах — подшипниках и подпятниках, и установление их температуры, соответствующей нормальной эксплуатации. Поскольку нагрузка на эти опоры, особенно на подпятники, в процессе испытания может значительно отличаться от соответствующей нормальной эксплуатации, температуру опор следует устанавливать регулированием расхода масла или охлаждающей его среды.
4.5.2. Испытуемую машину, если это возможно, следует отсоединить от механически присоединенных к ней механизмов, например водяной турбины в случае гидрогенератора; если же такое отсоединение невозможно по конструктивным причинам, то следует принять все возможные меры к уменьшению механических потерь в таком механизме, например, путем его частичной разборки. В случае гидрогенератора следует удалить воду из камеры рабочего колеса турбины и предотвратить возможность как протекания ее со стороны верхнего бьефа, так и подсасывания вращающимся рабочим колесом турбины со стороны нижнего бьефа. Вращение рабочего колеса в воздухе создает вентиляционные потери, которые могут быть оценены расчетным путем по согласованию между изготовителями генератора и турбины.
4.5.3. Обычно испытуемая машина приводится во вращение в режиме ненагруженного двигателя при питании от отдельного источника с широко регулируемой частотой вращения; но в отдельных случаях испытуемая машина может приводиться во вращение тем приводным двигателем, который соединяется с ней для нормальной эксплуатации, например, когда таким двигателем является турбина ковшевого типа, к которой подача воды на рабочее колесо может быть прекращена практически мгновенно. Во всех случаях возбуждение испытуемой машины должно подаваться от независимого источника с точно и быстро регулируемым напряжением.
4.5.4. Частота вращения испытуемой машины быстро поднимается до предела, настолько превышающего верхний предел (1+δ)nн„ по пп. 4.3.1 и 4.3.2, чтобы за время самоторможения до этого предела можно было привести машину в соответствующее состояние, а именно:
- отключить машину от источника питания;
- в случае самоторможения только механическими потерями — погасить поле машины,
- в случае самоторможения суммой механических потерь и потерь короткого замыкания —