12
замкнуть выводы обмотки якоря накоротко и возбудить машину до заданного значения тока короткого замыкания,
- в случае самоторможения потерями в трансформаторе — после гашения поля подключить трансформатор в заранее подготовленном состоянии (холостого хода или короткого замыкания) и возбудить машину до заданного значения напряжения или тока,
- в случае самоторможения суммой механических потерь, потерь в стали и добавочных потерь холостого хода или самоторможения потерями холостого хода трансформатора при подаче питания через этот трансформатор, после отключения от источника питания не требуется никаких операций, если возбуждение испытуемой машины соответствует заданному напряжению холостого хода при вращении с номинальной частотой и коэффициентом мощности cos φ= 1.
4.5.5. Отсчеты по всем применяемым в каждом опыте измерительным приборам проводятся в момент прохождения частоты вращения через ее номинальное значение Для повышения точности определения потерь из опытов самоторможения рекомендуется повторять несколько раз опыт каждого вида или проводить опыты при возбужденной машине как при разомкнутой, так и при замкнутой накоротко обмотке якоря при нескольких различных значениях тока возбуждения В обоих случаях следует повторять несколько раз опыт самоторможения механическими потерями.
4.5.6. Относительное отклонение δ частоты вращения от ее номинального значения nн для гидрогенераторов принимается равным δ = 0,1, а для турбогенераторов может быть ограничено пределом δ = 0,05, для машин прочих видов его следует выбирать так, чтобы предварительное повышение частоты вращения перед началом опыта не достигало значения, при котором проводят испытание вращающейся части машины при повышенной частоте вращения.
Наименьшего повышения частоты вращения испытуемой машины требует способ биения частот, при котором практически достаточно только такого, которое необходимо лишь для подготовительных операций.
4.6. Методы измерения
Зависимость частоты вращения n от времени t может быть получена тремя способами:
- в виде зависимости непосредственно измеряемого отрицательного ускорения самоторможения от времени
,
- в виде зависимости частоты вращения от времени
n = f(t),
- в виде зависимости углового пути, пройденного валом машины, от времени
S = f(t).
4.6.1. Первый способ имеет тот недостаток, что зависимости от времени частоты вращения и ускорения самоторможения не являются вполне плавными, и поэтому измеренное значение может иметь случайный характер.
4.6.2. Второй способ не требует применения какой-либо специальной измерительной аппаратуры. Если на валу испытуемой машины имеется возбудитель постоянного тока, то он может быть использован в качестве тахометрического генератора при независимом возбуждении от вполне стабильного источника постоянного тока или без возбуждения. Регистрацию показаний вольтметра, измеряющего его напряжение, пропорциональное частоте вращения, рекомендуется проводить путем фотографирования, помещая в фотографируемое поле помимо вольтметра также механический или электрический секундомер с непрерывным движением указателя. В случае отсутствия возбудителя на валу машины, или если его напряжение пульсирует с частотой вращения, лучшие результаты дает применение машины постоянного тока, соединяемой с валом посредством бесшовной ременной передачи.
4.6.3. Третий способ требует применения хронографа, отсчеты которого производят по сигналам, подаваемым от вала испытуемой машины один раз за каждый оборот или за несколько оборотов N. Если t1, t2 и t3 — последовательно зарегистрированные показания хронографа, то средние значения частоты вращения за промежутки времени между ними будут:
и
, (20)
а ускорение самоторможения в момент времени t2
. (21)