13
Вместо хронографа может быть применен электрический секундомер, указатель которого совершает один оборот за 50 периодов питающего его напряжения; его показания следует фотографировать посредством вспышек импульсной лампы по сигналам, подаваемым от вала испытуемой машины, как и в предыдущем случае. Число отсчетов может быть не более 30—40 за весь опыт.
При применении способа биения частот по п. 4.3.3 производят осциллографическую запись напряжения двух последовательно включенных источников, один из которых имеет номинальное значение частоты, а другой — значение частоты самотормозящейся машины, а амплитуды обоих напряжений предварительно выравнены при номинальном значении частоты.
Если из механических потерь, измеренных методом самоторможения, необходимо выделить потери на трение в опорах (в основном в подпятнике, общем для испытуемой машины и сопряженного с нею механизма), эти потери надлежит определять калориметрическим методом. Если это невозможно, например, вследствие отсутствия проточного охлаждения ванны подпятника, то потери в подпятнике следует определять по эмпирическим формулам и распределять между генератором и турбиной по согласованию между изготовителями генератора и турбины.
Определение отрицательного ускорения самоторможения способом биения частот пригодно главным образом для тихоходных синхронных машин с несложным вентиляционным трактом, например, открытого исполнения. В гидрогенераторах со сложным вентиляционным трактом он может привести к ошибкам, поскольку зависимость частоты вращения от времени при самоторможении для таких машин зачастую имеет недостаточно плавный характер.
5. ИЗМЕРЕНИЕ ПОТЕРЬ КАЛОРИМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ
5.1. Область применения
Калориметрический метод может быть применен для косвенного определения КПД электрических машин путем измерения потерь отдельных видов с последующим их суммированием или путем измерения одновременно всех потерь, выделяемых в машине при той или иной нагрузке.
В зависимости от условий калориметрические измерения могут быть проведены двумя различными способами — непосредственным измерением расхода и превышения температуры охлаждающей среды или тарированием превышения температуры охлаждающей среды без измерения ее расхода.
Калориметрические измерения должны быть выполнены для каждого контура охлаждения отдельно.
Потери машины состоят из потерь, выделяемых внутри расчетной поверхности Pi и вне расчетной поверхности Ре.
Под расчетной поверхностью понимается поверхность, полностью охватывающая машину так, что все выделяемые внутри нее потери должны выноситься наружу сквозь эту поверхность (черт. 4).
Потери Pi могут быть определены как сумма
Pi = Р1 + Р2, (22)
где Р1 — потери, которые могут быть измерены непосредственно и выносятся в виде тепла через контуры охлаждения. Они являются основной частью потерь;
Р2 — потери, не выносимые через контуры охлаждения, рассеивающиеся через расчетную поверхность путем теплопроводности, конвекции, излучения, утечки и т. п. Они являются небольшой частью общих потерь и могут быть вычислены.
Потери Р2 могут быть отрицательными и вычитаются, если тепло поступает внутрь расчетной поверхности.
Потери Рe могут составлять часть определяемых потерь и в таком случае должны быть измерены отдельно.
Примечание. Потери в опорах, находящихся внутри расчетной поверхности, относятся к потерям Pi.