proizvodstvennaya-instruktsiya-ofitsianta
Форма подготовлена с использованием правовых актов по состоянию на 28.05.2010.
Официант
УТВЕРЖДЕНА
приказом
от 00.00.0000 N 00
___________________________________________________________________________
(наименование организации)
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ИНСТРУКЦИЯ
официанта
1. Общие положения
1.1. Официант является рабочим _______________________________________
(ресторана, кафе, бара, др.)
и подчиняется непосредственно _____________________________________________
(администратору зала (метрдотелю);
_______________________________________.
менеджеру ресторана, кафе, бара, др.)
1.2. Официант должен знать:
- правила сервировки столов и обслуживания посетителей;
- краткую кулинарную характеристику блюд;
- требования нормативных документов на продукцию и услуги общественного питания;
- правила и очередность подачи блюд, напитков, требования к их оформлению и температуре, соответствие ассортимента винно-водочных изделий характеру подаваемых блюд;
- цены на реализуемую кулинарную продукцию, кондитерские изделия и покупные товары;
- правила составления меню для банкетов, официальных и неофициальных приемов;
- виды, назначение и требования к используемой столовой посуде, приборам, белью, порядок их получения и сдачи;
- правила эксплуатации применяемого оборудования и инвентаря;
- правила и технические приемы обслуживания потребителей;
- правила этикета;
- правила международного этикета, технику и специфику обслуживания иностранных потребителей <*>;
--------------------------------
<*> Для работающих в ресторанах и барах класса "люкс" и "высший".
- особенности приготовления, оформления и подачи национальных, фирменных и заказных блюд, блюд иностранных кухонь;
- особенности обслуживания приемов, банкетов, торжеств и других специальных мероприятий, а также отдельных контингентов потребителей;
- иностранный язык и профессиональную терминологию (в пределах разговорного минимума);
- правила эксплуатации контрольно-кассовых машин, порядок оформления счетов и расчета по ним с потребителями;
- формы расчетов с потребителями, в том числе с использованием кредитных карточек;
- номера телефонов вызова такси, милиции, скорой помощи, пожарной команды и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы по охране труда, санитарии и гигиены;
- правила пользования средствами индивидуальной защиты;
- требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
- требования по рациональной организации труда на рабочем месте;
- __________________________________________________.
1.3. Официант должен уметь предложить блюда и напитки потребителям, предоставить краткую информацию о них в процессе обслуживания.
1.4. Официант должен:
- обладать культурой общения;
- знать профессиональные этические нормы, проявлять вежливость, тактичность, внимательность и предупредительность в отношениях с потребителями;
- уметь создать атмосферу гостеприимства;
- в отношениях с потребителями проявлять доброжелательность и терпение, быть выдержанным, обладать способностью избегать конфликтных ситуаций;
- __________________________________________________.
2. Обязанности
2.1. Официант перед началом рабочего дня:
- приводит в надлежащее состояние форменную одежду, прическу;
- получает от заведующего хозяйством необходимые принадлежности;
- готовит необходимый инвентарь, приспособления;
- __________________________________________________.
2.2. В процессе обслуживания посетителей официант:
- осуществляет накрытие и предварительную сервировку столов, приведение в надлежащее состояние предметов интерьера;
- осуществляет прием посетителей и их размещение за столами;
- консультирует посетителей по вопросам предоставления услуг;
- предоставляет меню посетителям для ознакомления и выбора блюд и напитков;
- оказывает посетителям помощь в выборе напитков и блюд;
- принимает заказ от посетителей и передает его в производственные подразделения (на кухню, пр.);
- подает блюда и напитки на столы;
- осуществляет подачу отдельных фирменных блюд и напитков с проведением заключительных операций на виду у заказавшего эти блюда;
- подает при обслуживании влажные горячие салфетки;
- при выявлении некачественных блюд и напитков производит замену и
уведомляет об этих фактах ___________________________________;
(метрдотеля, менеджера, др.)
- обеспечивает смену блюд, столовых приборов;
- осуществляет уборку столов (посуды, столовых приборов, пепельниц по мере их загрязнения);
- оформляет и предъявляет счет для оплаты посетителями;
- производит расчет с посетителями согласно счету;
- __________________________________________________.
2.3. В течение рабочего дня официант:
- осуществляет замену скатертей и салфеток по мере их загрязнения;
- осуществляет уборку столов (в т.ч. замену скатертей, салфеток по мере их загрязнения);
- следит за сохранностью столовой посуды, инвентаря в процессе обслуживания, принимает меры по предотвращению их хищения, порчи;
- следит за состоянием пола в зале и около раздачи;
- при возникновении споров с посетителями и невозможности
самостоятельного урегулирования конфликтов, а также по просьбе посетителей
предоставить книгу отзывов и предложений приглашает ______________________
(метрдотеля,
___________________;
менеджера, др.)
- немедленно ставит в известность ____________________________________
(метрдотеля; менеджера; др.)
о контрольной закупке, произведенной сотрудниками контрольно-надзорных
органов (милиции, пр.), а также в случаях объявления проверки _____________
(ресторана,
____________________;
кафе, бара, др.)
- __________________________________________________.
2.4. Официант в конце рабочего дня:
- сдает неиспользованные приборы, столовое белье;
- сдает форменную одежду;
- передает в бухгалтерию счета и иные кассовые и отчетные документы;
- __________________________________________________.
2.5. Официант обязан:
- быть в зале в форменной одежде и обуви установленного образца, находящейся в хорошем состоянии, без видимых повреждений и загрязнений, носить служебный значок с указанием профессии, фамилии, имени и отчества;
- соблюдать при обслуживании посетителей принципы профессиональной этики;
- быть осторожным и внимательным при сервировке стола, транспортировании подносов с блюдами по залу, переносе обеденных приборов и посуды;
- осуществлять оперативное обслуживание посетителей за закрепленными за ним столиками и не допускать задержку их обслуживания;
- быть терпеливым, внимательным, предупредительным при выборе блюд и напитков посетителями;
- поблагодарить посетителей при расчете;
- оставлять рабочее место только при замене его другим официантом;
- проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет;
- своевременно проходить медицинский осмотр (освидетельствование);
- прослушать курс по санитарно-гигиенической подготовке, не реже 1 раза в 2 года сдавать экзамены по санитарному минимуму;
- при повышении температуры, появлении признаков желудочно-кишечных
и иных инфекционных заболеваний, нагноений, порезов, ожогов, а также обо
всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье сообщать ____________
(метрдотелю,
____________________________;
менеджеру)
- исполнять распоряжения и указания ____________________________;
(метрдотеля, менеджера)
- __________________________________________________.
2.6. Официанту запрещаются:
- прием пищи и курение на рабочем месте;
- общение с родственниками и знакомыми в зале вне рамок обслуживания их в качестве потребителей;
- хранение в карманах одежды предметов личного туалета;
- проведение мероприятий личной гигиены на виду у посетителей (причесывание, уход за ногтями, пр.);
- __________________________________________________.
3. Ответственность
3.1. Официант привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за:
- некачественное и несвоевременное исполнение работ и обязанностей, перечисленных в настоящей инструкции;
- нарушение запретов, установленных настоящей инструкцией;
- незнание документов и материалов, перечисленных в настоящей инструкции;
- правонарушения, ставшие основанием для наложения на ________________
(ресторан,
___________________________ штрафов и иных административных взысканий;
кафе, бар, пр.)
- __________________________________________________.
3.2. Официант несет материальную ответственность за необеспечение
сохранности вверенных ему товарно-материальных ценностей, а также за все
случаи реализации блюд и напитков, неоформленных надлежащим образом, и иное
недобросовестное поведение, наносящее вред _______________________________.
(ресторану, кафе, бару, пр.)
3.3. Руководство ___________________________ вправе привлечь официанта
(ресторана, кафе, бара, пр.)
к совместной ответственности в случае совершения по его вине
административных правонарушений, повлекших применение штрафных санкций
к __________________________________.
(ресторану, кафе, бару, пр.)
3.4. Официант за совершение правонарушений в процессе своей
деятельности в зависимости от их характера и последствий несет гражданско-
правовую, административную и уголовную ответственность в порядке,
установленном законодательством.
3.5. __________________________________________________.
4. Заключительные положения
4.1. Настоящая инструкция разработана во исполнение приказа
от 00.00.0000 N 00 на основании ___________________________________________
(тарифно-квалификационной
______________________________________________________________________.
характеристики, иного нормативного или методического документа)
4.2. Ознакомление работника с настоящей инструкцией осуществляется
при приеме (переводе) на работу по профессии, на которую разработана
инструкция.
4.3. Факт ознакомления работника с настоящей инструкцией подтверждается
___________________________________________________________________________
(росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью
___________________________________________________________________________
инструкции (в журнале ознакомления с инструкциями); росписью в экземпляре
_______________________________________________________.
инструкции, хранящемся у работодателя)