11 апреля 2019 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре Оконовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лиджиевой Марины Коваевны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,
Установил:
Лиджиева М.К. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указывает, что она проживает в с.Яшалта Яшалтинского района Республики Калмыкия. С 1 августа 1987 года и по настоящее время работает в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Яшалтинская районная больница» (далее - БУ РК «Яшалтинская районная больница») в должности врача. БУ РК «Яшалтинская районная больница» является бюджетным учреждением Республики Калмыкия, то есть субъекта Российской Федерации. Функции его учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Республики Калмыкия. Полагает, что ей, как медицинскому работнику, проживающему и работающему в сельской местности должны возмещаться расходы по оплате коммунальных услуг, отопления и освещения занимаемого им жилого помещения. За период с 01 марта 2018 года по 20 марта 2019 года она понесла расходы на оплату коммунальных услуг за электроэнергию и газа. Просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия понесенные расходы по оплате за газ и освещение за период с 01 марта 2018 года по 20 марта 2019 года в общей сумме 59 700,10 рублей.
Истец Лиджиева М.К. в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, исковые требования поддерживает, просит удовлетворить.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Калмыкия не явился, посредством телефонограммы ходатайствовал о рассмотрении дела без изх участия, исковые требования признает частично, за исключением отопительного периода составляет шесть месяцев с 15 октября по 15 апреля.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Частью 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионеры из их числа, проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
До 1 января 2005 года право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за вышедшими на пенсию врачами, провизорами и средним медицинским и фармацевтическим персоналом и за проживающими с ними членами семей (Закон РСФСР от 24 октября 1990 года №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР», Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 5 июля 1968 года №517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране»), если общий стаж работы указанных работников в сельской местности или рабочих поселках составлял не менее десяти лет.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки граждан пожилого возраста, а значит, и пенсионеров из числа медицинских работников, проработавших не менее 10 лет в сельской местности и поселках городского типа, в том числе в муниципальных организациях здравоохранения - отнесено к полномочиям органов государственной власти субъект Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым субъектами Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В силу п.50 ст. 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1 признана утратившей силу.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Указанным Законом статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1, дополнена частью пятой, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 4 декабря 2007 года №965-О-П, установленное пунктом 2 статьи 42 и частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое регулирование не может рассматриваться как не допускающее реализацию возникшего у работников библиотек образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно ч. 1 ст. 4 и ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года №149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В соответствии с п.«ж», «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение; жилищное законодательство.
Согласно п.1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исходя из приведенных норм права в их системной взаимосвязи расходы на выплату денежной компенсации за коммунальные услуги (отопление) работникам со средним медицинским образованием государственной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей подлежат финансированию за счет субъектов Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Республики Калмыкия.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лиджиева М.К. проживает по адресу:
Согласно справке работодателя истец с 01 августа 1987 года по настоящее время работает заведующей терапевтического отделения БУ РК «Яшалтинской районной больницы», то есть в медицинском учреждении республиканского значения.
Таким образом, за Лиджиевой М.К., как медицинским работником, проживающим в сельской местности, работающим в государственном учреждении здравоохранения и до 1 января 2005 года приобретшей право на льготы по оплате коммунальных услуг, указанная льгота сохраняется.
Согласно справке №2019-69758, выданной Отделом АУ «МФЦ» по Яшалтинскому району 28 марта 2019 года, по адресу: зарегистрирована Лиджиева М.К. с следующим составом семьи: Лиджиев В.Т. (супруг), Лиджиев Б.В. (сын).
Согласно справке, выданной казенным учреждением Республики Калмыкия «Центр социальной защиты населения Яшалтинского района» 28 марта 2019 года за исх.№04/104, по адресу проживания Лиджиевой М.К.: , меры социальной поддержки населения на коммунальные услуги с 01.11.2016г. по 31.03.2019г. не предоставлялись.
Согласно представленному истцом расчету, подтвержденному актами сверки по абоненту, составленному АО «Газпром газораспределение Элиста», а также Яшалтинским энергосбытовым отделением АО «КАЛМЭНЕРГОСБЫТ», за период с марта 2018 года по март 2019 года расходы истца по оплате коммунальных услуг за потребление электроэнергии составляют 26 748,81 рублей, и за потребление газа – 32 951,29 рублей.
Вместе с тем в соответствии с приказом Региональной службы по тарифам РК от 28 июня 2017 года №45-п/г, от 25 июня 2018 года и от 24 декабря 2018 года №102-п/г продолжительность нормативного отопительного периода составляет шесть месяцев (с 15 октября по 15 апреля).
Следовательно, исковые требования истца о возмещении расходов за потребление газа в месяцы, не входящие в отопительный сезон, удовлетворению не подлежат.
Таким образом, за период с марта 2018 года по март 2019 года расходы по оплате коммунальных услуг за потребление электроэнергии составляют 26 748,81 рублей, за потребление газа, за исключением периодов, не входящих в отопительный сезон, – 32 413,24 рублей, на общую сумму 59 162,05 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца Лиджиевой М.К.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Решил:
исковые требования Лиджиевой Марины Коваевны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Лиджиевой Марины Коваевны расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 марта 2018 года по 20 марта 2019 года в размере 59 162,05 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья С.А. Буджаева