Город Кемерово Дело № А27-27495/2018
11 апреля 2019 года.
Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2019 года.
Решение изготовлено в полном объеме 11 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Кемеровской области в составе судьи Н.К. Фуртуна,
при ведении протокола с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного
заседания Д.Н. Фирсовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной
ответственностью «НОВОМАКТ» (ОГРН 1154217004853, ИНН 4217172059)
г.Новокузнецк,
к Департаменту лесного комплекса Кемеровской области (ОГРН 1074205000924, ИНН
4205121451) г. Кемерово,
о признании незаконным бездействия
лица, участвующие в деле:
Федеральное агентство лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840,
г.Москва)
общество с ограниченной ответственностью «МВМ» (ОГРН 1134252000948, ИНН
4252005195) Новокузнецкий район, п. Загадное,
при участии представителей:
заявителя: Учителя С.Ю., доверенность от 10.12.2018, удостоверение адвоката; Каргиной
Ю.В.
, доверенность от 10.01.2019, паспорт; Новикова А.Н., доверенность от 23.11.2018,
удостоверение адвоката; Переладова А.В., доверенность от 10.12.2018, паспорт;
заинтересованного лица: Солодовниковой М.П., доверенность от 25.12.2018,
удостоверение,
общества с ограниченной ответственностью «МВМ»: директора Иванова В.А., паспорт;
Прохорова С.В., доверенность от 05.02.2019, паспорт,
Установил:
общество с ограниченной ответственностью «НОВОМАКТ» (далее также –
общество, ООО «НОВОМАКТ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании
незаконным бездействия Департамента лесного комплекса Кемеровской области (далее –
Департамент), выразившегося в неисключении (отказе в исключении) из
Государственного лесного реестра недостоверных сведений об отнесении лесов,
расположенных в квартале 31 (выделы 3, 5, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27,
29, 30, 32, 33, 34, 35, 36), квартале 48 (выделы 6, 7, 8, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24), квартале
90
(выделы 8, 9, 10, 14, 15, 19, 20, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34), квартале 91 (выделы 22, 23, 28,
31, 32, 33, 37, 38, 40, 41), квартале 99 (выделы 29, 32, 34, 35, 38), квартале 100 (выделы 3,
4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 19, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29) урочища Курортного
Терсинского участкового лесничества Новокузнецкого лесничества, к защитным лесам,
расположенных в первой, второй зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов; обязании Департамента лесного
комплекса Кемеровской области исключить из Государственного лесного реестра
сведения об отнесении расположенных в квартале 31 (выделы 3, 5, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 19,
20, 22, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36), квартале 48 (выделы 6, 7, 8, 13, 17, 18, 19,
20, 21, 23, 24), квартале 90 (выделы 8, 9, 10, 14, 15, 19, 20, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34),
квартале 91 (выделы 22, 23, 28, 31, 32, 33, 37, 38, 40, 41), квартале 99 (выделы 29, 32, 34,
35, 38), квартале 100 (выделы 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 19, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29)
урочища Курортного Терсинского участкового лесничества Новокузнецкого лесничества,
лесов к защитным лесам, расположенным в первой, второй зонах округов санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Требования обоснованы тем, что департамент письмом от 16.11.2018 № 01-15/6010
отказал в исключении из Государственного лесного реестра указанных выше сведений. В
связи с этим заявитель считает незаконным бездействие департамента, выраженного в
неисключении из реестра сведений об отнесении вышеуказанных лесов к защитным
лесам, расположенным в первой, второй зонах округов санитарной (горно-санитарной)
охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, поскольку нормативные акты
не содержат информации о наличии на территории Новокузнецкого лесничества (урочище
Курортное Терсинское участковое лесничество) курорта федерального/регионального или
местного значения. Единый государственный реестр недвижимости не содержит
информации о том, что территория лесного участка 42:09:3407001:124 входит в зоны
округа санитарной (горно-санитарной) охраны какого-либо курорта. ООО «НОВОМАКТ»
необходим лесной участок площадью 96,1832 га, в том числе, с указанным выше
местоположением, для строительства автомобильной дороги, необходимой для разработки
ООО «НОВОМАКТ» участка недр на основании лицензии КЕМ 01954 ТЭ. Данный
участок был образован в соответствии с утвержденной Департаментом проектной
документацией и поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера
42:09:3407001:124.
К участию в деле привлечены общество с ограниченной ответственностью «МВМ»
(далее также – ООО «МВМ»), Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также –
Рослесхоз).
Рослесхоз надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, его
представитель в суд не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации (далее также – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя
Рослесхоз.
В судебном заседании представители заявителя на требованиях настаивали.
Представитель департамента считает требования необоснованными.
Представители ООО «МВМ» считают требования необоснованными.
В ходе рассмотрения спора представитель заявителя Учитель С.Ю. заявил в устной
форме о фальсификации ООО «МВМ» доказательства, а именно письма Департамента
охраны здоровья населения Кемеровской области от 21.03.2019 № 1660.
Согласно абзацу 2 пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения
арбитражными судами законодательства об экспертизе», если при рассмотрении дела
возникли вопросы, для разъяснения которых требуются специальные знания, то при
отсутствии ходатайства о назначении экспертизы со стороны лиц, участвующих в деле,
суд разъясняет им возможные последствия незаявления такого ходатайства.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда
Российской Федерации от 31.03.2016 № 305-ЭС15-16158 по делу № А40-154362/2014.
Для разрешения спора и исследования всех обстоятельств, имеющих значение для
дела, суд разъяснил заявителю возможные последствия незаявления ходатайства о
назначении экспертизы.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах
практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» в случае
если такое ходатайство не поступило, оценка требований и возражений сторон
осуществляется судом с учетом положений статьи 65 АПК РФ о бремени доказывания.
Впоследствии представитель заявителя Учитель С.Ю. заявил в устной форме об
интеллектуальной фальсификации ООО «МВМ» доказательства, а именно письма
Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 21.03.2019 № 1660, в
связи с этим ходатайство о назначении экспертизы не намерен заявлять.
Учитывая, что заявление о фальсификации доказательств заявлено в устной форме
и не в соответствии с требованиями статьи 161 АПК РФ, а анализ нормы статьи 161 АПК
РФ позволяет сделать вывод об обязанности суда перед рассмотрением ходатайства,
поданного в порядке, предусмотренном статьей 161 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, предупредить лицо, подавшее такое заявление, о
возможных негативных последствиях, при его рассмотрении, суд считает, что заявление о
фальсификации не соответствует требованиям, предусмотренным статьей 161 АПК РФ,
поэтому суд не предупреждал заявителя о возможных негативных последствиях при
рассмотрении ходатайства о фальсификации доказательств.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц,
участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные
требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим
основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее – АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе
обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,
осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и
законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Уведомлением № 01-15/1010 от 01.03.2018 департамент отказал ООО
«НОВОМАКТ» в предварительном согласовании предоставления земельного участка,
основываясь на том, что указанный в заявлении земельный участок предоставлен в
пользование ООО «Регион лес» по договору аренды 135/12-д; на территории первой зоны
округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно оздоровительных местностей и
курортов запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за
исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных
ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически
чистых и рациональных технологий; на территории второй зоны округа санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно оздоровительных местностей и курортов запрещается
размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и
развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих
окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению. Также
в уведомлении имеется ссылка на пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.1995
№26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и
курортах».
Уведомлением № 01-15/1800 от 06.04.2018 департамент отказал ООО
«НОВОМАКТ» в предоставлении лесных участков общей площадью 205,5331 га в аренду
для разработки месторождений полезных ископаемых в связи с запрещением в
соответствии с законодательством Российской Федерации осуществления заявленного
вида использования лесов на данном лесном участке.
18.10.2018 заявитель обратился в департамент с просьбой исключить из
Государственного лесного реестра сведения об отнесении расположенных в квартале 31
(выделы 3, 5, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 36),
квартале 48 (выделы 6, 7, 8, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24), квартале 90 (выделы 8, 9, 10, 14,
15, 19, 20, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34), квартале 91 (выделы 22, 23, 28, 31, 32, 33, 37, 38, 40,
41), квартале 99 (выделы 29, 32, 34, 35, 38), квартале 100 (выделы 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12,
13, 15, 19, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29) урочища Курортного Терсинского участкового
лесничества Новокузнецкого лесничества, лесов к защитным лесам, расположенным в
первой, второй зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов.
Письмом от 16.11.2018 № 01-15/6010 департамент рекомендовал ООО
«НОВОМАКТ» обратиться в Федеральное агентство лесного хозяйства для изменения
категории защитности лесов, их границ, с целью исключения запрашиваемых лесных
участков для разработки месторождений полезных ископаемых со ссылкой на то, что
согласно сведениям государственного лесного реестра кварталы 30-36, 48-55, 69, 70, 89-
108 урочища Курортного Терсинского участкового лесничества территориального отдела
по Новокузнецкому лесничеству департамента лесного комплекса Кемеровской области
на основании постановления Совета Министров Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики от 06.01.1971 № 11 «Об утверждении перечня
курортов РСФСР, имеющих республиканское значение», решения Кемеровского
облисполкома от 23.02.1971 № 86 «Об отнесении курортов «Прокопьевский»,
«Борисовский» к курортам местного значения» отнесены к лесам, расположенным в
первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов, категории защитности – леса, выполняющие
функции защиты природных и иных объектов защитных лесов. Полномочия по отнесению
лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1. статьи
82
Лесного кодекса Российской Федерации) и выделению особо защитных участков,
установлению и изменению их границ, отнесению лесов к эксплуатационным, резервным
лесам, установлению и изменению их границ, пунктом 5.4.4. постановления
Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 736 «О Федеральном агентстве
лесного хозяйства» закреплены за Федеральным агентством лесного хозяйства.
Приказом департамента от 08.12.2017 № 01-06/2870 утверждена проектная
документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и
качественных характеристиках лесного участка площадью 961832 кв.м, образуемого при
разделе земельного участка с кадастровым номером 42:09:3407001:81; установлено
местоположение образуемого участка: Кемеровская область, Новокузнецкое лесничество,
Терсинское участковое лесничество, урочище «Курортное», квартал 12 (выделы 23-25, 27,
31, 32), квартал 13 (выделы 52, 53, 59, 82, 85, 86), квартал 31 (выделы 3, 5, 9, 13-17, 19, 20,
22-24, 26, 27, 29, 30, 32-36), квартал 48 (выделы 6-8, 13, 17-21, 23, 24), квартал 67 (выделы
1, 3, 5-8, 23, 42, 46), квартал 90 (выделы 8-10, 14, 15, 19, 20, 23, 27, 29-32, 34), квартал 91
(выделы 22, 23, 28, 31-33, 37, 38, 40, 41), квартал 99 (выделы 29, 32, 34, 35, 38), квартал
100
(выделы 3, 4, 6-13, 15, 19-22, 25, 27-29); вид разрешенного использования образуемого земельного участка: разработка месторождений полезных ископаемых. Земельный участок с кадастровым номером 42:09:3407001:81 сохранен в измененных границах без изменения вида разрешённого использования. Срок действия проектной документации 2 года.
ООО «НОВОМАКТ» выдана лицензия на пользование недрами КЕМ 01954 ТЭ с
целевым назначением и видами работ: разведка и добыча полезных ископаемых, в том
числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих
производств на уч. Макарьевский Северный. Участок недр расположен на территории
Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области. Дата окончания действия
лицензии 25.05.2036.
Согласно выписке из государственного лесного реестра леса, расположенные в
квартале 31 (выделы 3, 5, 9, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 23, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 34, 35,
36), квартале 48 (выделы 6, 7, 8, 13, 17, 18, 19, 20, 21, 23, 24), квартале 90 (выделы 8, 9, 10,
14, 15, 19, 20, 23, 27, 29, 30, 31, 32, 34), квартале 91 (выделы 22, 23, 28, 31, 32, 33, 37, 38,
40, 41), квартале 99 (выделы 29, 32, 34, 35, 38), квартале 100 (выделы 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11,
12, 13, 15, 19, 20, 21, 22, 25, 27, 28, 29) урочища Курортного Терсинского участкового
лесничества Новокузнецкого лесничества, отнесены к защитным лесам, расположенным в
первой, второй зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов.
Согласно статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также – ЛК РФ)
в отношении лесничеств, лесопарков осуществляются установление расчетной лесосеки,
проведение лесоустройства, разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов,
ведение государственного лесного реестра. Количество лесничеств, лесопарков, их
границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
На основании пунктов 35, 35.1, 35.2 статьи 81 Лесного кодекса Российской
Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в
области лесных отношений относятся: установление порядка и форм ведения
государственного лесного реестра; установление порядка представления в
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти содержащейся в
государственном лесном реестре документированной информации органами
государственной власти, органами местного самоуправления; установление перечня, форм
и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляются внесение
документированной информации в государственный лесной реестр и внесение в нее
изменений.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация
передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации
осуществление, в том числе полномочий в области лесных отношений по ведению
государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах
территории субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой
систематизированный свод документированной информации о лесах, об их
использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В
государственном лесном реестре содержится документированная информация, в том
числе о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах,
об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми
условиями использования территорий. Внесение документированной информации в
государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании
документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Документированная
информация, содержащаяся в государственном лесном реестре, относится к
общедоступной информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен
федеральными законами (информация ограниченного доступа).
Согласно частям 9, 10 статьи 91 ЛК РФ ведение государственного лесного реестра,
внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами
местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
осуществляет обобщение документированной информации, содержащейся в
государственном лесном реестре. Порядок представления в уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти документированной информации,
содержащейся в государственном лесном реестре, органами государственной власти и
органами местного самоуправления устанавливается уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти.
На основании статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя проектирование
защитных лесов, а также особо защитных участков лесов. Используемые при проведении
лесоустройства способы и методы, включая методы дистанционного зондирования,
устанавливаются лесоустроительной инструкцией, предусмотренной частью 2 статьи 67
настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 68.2. ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов,
защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в
целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо
защитных участков лесов. Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и
резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов
и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков.
Проектирование особо защитных участков лесов в эксплуатационных лесах, защитных
лесах и резервных лесах осуществляется в целях выделения участков лесов, имеющих
важное значение для выполнения берегозащитных, почвозащитных и других функций.
Границы таких участков лесов устанавливаются по квартальным просекам и границам
лесных кварталов с учетом естественных границ, а также по лесотаксационным выделам.
Согласно пунктам 26, 39 статьи 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной
власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся: проектирование
лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов,
особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства,
утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного
участка, порядка ее подготовки; отнесение лесов к защитным лесам (за исключением
случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо
защитных участков лесов и установление их границ.
Согласно статье 102 ЛК РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат
освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 настоящего Кодекса. С учетом
особенностей правового режима защитных лесов определяются, в том числе, следующие
категории указанных лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и иных
объектов: леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В защитных
лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности,
несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. Отнесение лесов к
защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ
осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в
пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего
Кодекса.
Согласно статье 1 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ «О природных
лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорт – освоенная
и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория,
располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации
зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Доказательств наличия на спорном лесном участке освоенной и используемой в
лечебно-профилактических целях территории, располагающей необходимыми для
эксплуатации природных лечебных ресурсов зданиями и сооружениями, включая объекты
инфраструктуры, суду не представлено.
На основании пункта 3 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом
Минприроды России от 29.03.2018 № 122 (далее также - Лесоустроительная инструкция),
в соответствии со статьей 68 Лесного кодекса лесоустройство включает в себя:
проектирование защитных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на
местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов,
защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков
(местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью
лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов).
Пункт 5 Лесоустроительной инструкции предусматривает, что проектирование
защитных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности
местоположения границ защитных лесов обеспечиваются органами государственной
власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в
соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса и статьей 10 Федерального закона от 4
декабря 2006 г. № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской
Федерации».
В силу части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ
особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня
вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах,
определенных соответствующими органами государственной власти или органами
местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона.
Указанная норма не определяет статус ранее созданных особо охраняемых
природных территорий, а констатирует сохранение границ, определенных
соответствующими органами государственной власти или органами местного
самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу упомянутого закона,
в отношении особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, созданных до
30 декабря 2013 года и продолжающих быть таковыми после этой даты.
Статьей 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 406-ФЗ внесены
изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в частности в пункт 2 статьи 94,
содержащий перечень земель, относящихся к землям особо охраняемых территорий, в
который включались особо охраняемые природные территории, в том числе лечебно-
оздоровительные местности и курорты (подпункт 1), а именно исключены слова ", в том
числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов".
Соответствующие изменения внесены статьей 2 закона в Федеральный закон от 23
февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных
местностях и курортах».
С 30 декабря 2013 года лечебно-оздоровительные местности и курорты относятся
соответственно к особо охраняемым объектам и территориям, имеющим свои особенности
в использовании и защите (преамбула), а ранее относились к особо охраняемым
природным объектам и особо охраняемым природным территориям (абзац четвертый
статьи 1) (Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам
Верховного Суда Российской Федерации от 12.02.2019 № 44-КГ18-28).
В соответствии с пунктом 16 Лесоустроительной инструкции проектирование
защитных лесов осуществляется в пределах лесничества, лесопарка на основании анализа
состояния и использования лесов, перспектив их освоения, развития особо охраняемых
природных территорий с учетом документов территориального планирования (схемы
территориального планирования Российской Федерации, схемы территориального
планирования субъекта Российской Федерации, схемы территориального планирования
муниципального района, генерального плана поселения, генерального плана городского
округа). По результатам проектирования составляется ведомость деления лесов по
целевому назначению и категориям защитных лесов.
Пункт 18 Лесоустроительной инструкции предусматривает, что защитные леса
выделяются на землях лесного фонда и землях иных категорий в целях сохранения
средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных
и других полезных функций лесов с одновременным использованием, совместимым с
целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезных функций. В
категорию защитных лесов включаются леса, отвечающие основному назначению
выделяемой категории защитных лесов.
Из пункта 19 Лесоустроительной инструкции следует, что определяются
следующие категории защитных лесов: леса, выполняющие функции защиты природных и
иных объектов, в том числе, леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах
округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов. К лесам, расположенным в первой, второй и третьей зонах округов санитарной
(горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, относятся
леса, находящиеся в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов, установленных с соблюдением
требований законодательства Российской Федерации о природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
На основании подпунктов 28, 29 пункта 23 Лесоустроительной инструкции
выделение особо защитных участков лесов осуществляется, в том числе, по следующим
признакам: к участкам лесов вокруг санаториев, детских лагерей, домов отдыха,
пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных учреждений
относятся участки лесов в радиусе 1 километр вокруг санаториев, детских лагерей, домов
отдыха, пансионатов, туристических баз и других лечебных и оздоровительных
учреждений (выделяются, если они не находятся в пределах первой, второй и третьей зон
округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов, в лесах зеленых зон, лесопарковых зон); к участкам лесов вокруг минеральных
источников, используемых в лечебных и оздоровительных целях или имеющих
перспективное значение, относятся участки лесов в радиусе 1 километр вокруг
минеральных источников (выделяются, если они не находятся в пределах первой, второй
и третьей зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных
местностей и курортов или в лесах иных категорий защитных лесов с аналогичным
режимом ведения лесного хозяйства и использования лесов).
Приказом Минприроды России от 30.10.2013 № 464 утвержден Перечень видов
информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в
обязательном порядке, и условий ее предоставления.
Согласно статье 69.1. ЛК РФ таксация лесов проводится для выявления, учета и
оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов. При таксации
лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств и лесопарков,
осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение
преобладающих и сопутствующих древесных пород, диаметра, высоты и объема
древесины, лесорастительных условий, состояния естественного возобновления
древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
В пункте 147 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что по результатам
таксации лесов составляется лесоустроительная документация. Таксационные описания
лесотаксационных выделов в пределах лесных кварталов (таксационные описания на
территорию лесничества и лесных участков), лесоустроительные планшеты (планшеты на
территорию лесничества и лесных участков) являются лесоустроительными документами,
на основании которых осуществляется внесение документированной информации в
государственный лесной реестр и ее изменение.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа Минприроды России от 11.11.2013 № 496
«Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании
которых осуществляется внесение документированной информации в государственный
лесной реестр и ее изменение» документами, являющимися основаниями для внесения
документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения,
являются следующие Акты: Акт о внесении документированной информации в
государственный лесной реестр, Акт об изменении документированной информации
государственного лесного реестра, Акт несоответствия данных государственного лесного
реестра натурному обследованию.
Согласно пункту 2.2. указанного Приказа основанием для внесения
документированной информации в Акты является следующая первичная документация:
решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской
Федерации в области лесных отношений, в том числе об отнесении лесов к защитным
лесам, установлении и изменении их границ.
Приказом Минприроды России от 27.02.2017 № 72 утвержден Состав
лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка
внесения в них изменений. Состав лесохозяйственного регламента включает главу 1
лесохозяйственного регламента, которая должна содержать следующую информацию:
распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов по кварталам
или их частям, а также основания выделения защитных, эксплуатационных и резервных
лесов (таблица 3 приложения к Составу лесохозяйственных регламентов, порядку их
разработки, срокам их действия и порядку внесения в них изменений). Таблица 3
содержит деление по целевому назначению лесов, а именно леса, расположенные в
первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов.
Полномочиями по отнесению лесов к защитным лесам наделен орган
государственной власти Российской Федерации, в данном случае Федеральное агентство
лесного хозяйства (далее также – Рослесхоз).
В соответствии с имеющимися полномочиями Федеральным агентством лесного
хозяйства лесные участки Терсинского лесхоза, Курортного лесничества, кварталы 30 -
36, 48 - 55, 69, 70, 89 – 108 отнесены к защитным лесам.
Постановлением Совмина РСФСР от 06.01.1971 № 11 утвержден перечень
курортов РСФСР, имеющих республиканское значение, который включает курорт
Терсинка, Кемеровская область.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1425
утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов федерального значения, которое определяет
порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов федерального значения и особенности режима
хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
Согласно пунктам 8, 9 указанного Положения разработка проектов округов
санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального
значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной
власти субъекта Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения - также с
Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при
наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии выбранного участка
требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Проект округа санитарной
охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения
согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проект округа горно-
санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения
-
также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному
надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта
требованиям санитарного законодательства, выданного Федеральной службой по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Пунктом 18 Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны
лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения предусмотрено,
что границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-
оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются
Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства
здравоохранения Российской Федерации.
Постановление от 07.12.1996 № 1425 и утвержденное им Положение не
регламентируют порядок организации ранее установленных округов санитарной охраны
курортов.
Из представленных суду документов не следует, что в отношении спорных лесов
утверждались границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-
оздоровительных местностей.
Представитель общества с ограниченной ответственностью «МВМ» пояснил, что в
настоящее время им осуществляется процедура согласования организации округов
санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов
федерального значения и особенности режима хозяйствования, проживания и
природопользования в пределах их территории.
Оснований для применения положений статьи 13 АПК РФ и положений
Постановления Конституционного суда Российской Федерации № 37-П от 06.12.2017, как
указывает заявитель, в отношении Приказа Рослесхоза от 04.06.2012 № 238 «Об
отнесении лесов на территории Новокузнецкого лесничества Кемеровской области к
защитным лесам, эксплуатационным лесам и установлении их границ» не имеется.
Приказ Рослесхоза от 04.06.2012 № 238 «Об отнесении лесов на территории
Новокузнецкого лесничества Кемеровской области к защитным лесам, эксплуатационным
лесам и установлении их границ» не был опубликован.
Часть 2 статьи 13 АПК РФ, предусматривает, что арбитражный суд, установив при
рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему
большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с
превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным
правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Из приведенных выше норм не следует, в каком акте орган государственной власти
Российской Федерации в области лесных отношений фиксирует отнесение лесов к
защитным.
Статья 81 ЛК РФ наделяет орган государственной власти Российской Федерации в
области лесных отношений, которым является Рослесхоз, полномочиями по отнесению
лесов к защитным. Следовательно, издание приказа от 04.06.2012 № 238 осуществлено без
превышения полномочий и в соответствии с положениями ЛК РФ.
Кроме того, Постановление Конституционного суда Российской Федерации № 37-
П от 06.12.2017 принято в связи с жалобой на неопределенность в вопросе о том,
соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем
законоположения в области применения регулируемой арендной платы.
Учитывая изложенное, суд считает необоснованными требования заявителя.
В настоящем деле заявителем оспаривается бездействие департамента,
выразившееся в неисключении из государственного лесного реестра сведений об
отнесении спорных лесных участков к защитным лесам.
Однако, департамент не наделен полномочиями по отнесению лесов к защитным, в
связи с чем и полномочиями на исключение данных сведений из государственного
лесного реестра на основании заявления общества с ограниченной ответственностью
«НОВОМАКТ» не обладает.
Исследовав и оценив иные доводы лиц, участвующих в деле, в порядке статей 71,
168
АПК РФ, суд приходит к выводу, что они не имеют правового значения при
вышеизложенных обстоятельствах и их оценке применительно к заявленным
требованиям.
В силу с пункта 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с
применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для
удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых
актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих
публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий:
несоответствие акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному
правовому акту, а также нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной
пошлины относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина
подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180, 181 и 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Отказать обществу с ограниченной ответственностью «НОВОМАКТ» в
удовлетворении требований.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «НОВОМАКТ» из
федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину 3 000 руб.
Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Седьмой
арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Арбитражный
суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его
вступления в законную силу, при условии, если оно было предметом рассмотрения
арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал
в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд
Кемеровской области.
Судья Н.К. Фуртуна