24RS0035-01-2019-000593-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 апреля 2019 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах Хирмановой Татьяны Ибрагимовны, Ефимовой Дарьи Александровны, Амана Антона Ивановича, Петрушиной Виктории Олеговны, Бояндина Александра Сергеевича и Кузнецовой Анастасии Степановны к администрации г.Минусинска о понуждении к действиям,
Установил:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Хирмановой Т.И., Ефимовой Д.А., Амана А.И., Петрушиной В.О., Бояндина А.С. и Кузнецовой А.С. обратился в суд с исками к администрации г.Минусинска, просил обязать ответчика предоставить истцам по договорам найма специализированных жилых помещений сроком на пять лет жилые помещения площадью 33 кв.м. каждому с допусками, установленными ч.14 ст. 17 Закона Красноярского края лот 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.
Свои требования в исковых заявлениях и судебном заседании через своего представителя Коптеву Е.И. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что истцы в несовершеннолетнем остались без попечения родителей. В настоящее время они окончили учебные заведения, проживают в жилых помещениях, принадлежащих посторонним людям. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 03.10.2018года Хирманова Т.И., от 24.12.2018 года Ефимова Д.А., от 16.12.2015 года Аман А.И., от 08.04.2015 года Петрушина В.О., от 18.09.2015 года Бояндин А.С., от 18.09.2015 года Кузнецова А.С. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на соответствующий учет нуждающихся в жилье, однако до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных жилых помещений не имели и не имеют. Законодательство, регламентирующее предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей жилых помещений не устанавливает очередность предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан. При этом указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В настоящее время истцы проживают на территории г.Минусинска, своего собственного жилья не имели и не имеют, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Закона Красноярского края №12-961 от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией г. Минусинска им должны быть предоставлены жилые помещения по месту фактического проживания на территории соответствующего муниципального образования.
В судебном заседании истцы Ефимова Д.А., Бояндин А.С., Кузнецова А.С. и Аман А.И. исковые требования поддержали в полном объеме, истцы Хирманова Т.И. и Петрушина В.О. в судебное заседание не явились, просили о дела в их отсутствие. Все истцы пояснили, что после постановки на учет и до настоящего времени жилые помещения им не предоставлены, своих собственных жилых помещений они не имели и не имеют, проживают на территории г.Минусинска.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска в судебное заседание не явился, о его дате и времени извещен надлежащим образом, причины неявки в суд не сообщил ( л.д. 140).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства образования Красноярского края Малицкая С.В., действующая на основании доверенности в судебное заседание не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, направила в суд отзывы на исковые заявления в интересах Хирмановой Т.И., Амана А.И., Бояндина А.С. и Кузнецовой А.С. в которых указала, что истцы поставлены на учет в Министерстве в качестве нуждающихся в жилье: Хирманова Т.И. 03.10.2018года, по состоянию на 28.03.2019года ее № 7183, Аман А.И. 16.12.2015года по состоянию на 27.03.2019года его № 4206, Бояндин А.С. 18.09.2015год по состоянию на 28.03.2019года его № 3413, Кузнецова А.С. 18.09.2015год по состоянию на 27.03.2019года ее № 3800, то есть, истцы включены в список на получение жилья, в связи с чем их права на предоставление жилого помещения не нарушены. Средства выделенные на 2019год распределены органам местного самоуправления на приобретения жилья детям-сиротам, подавшим в Министерство заявления ранее указанных истцов, таким образом право истцов на получение жилья не может быть реализовано ранее других лиц, состоящих на учете и имеющих аналогичный статус и вставших на учет ранее, в связи с чем заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы Хирманова Т.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ефимова Д.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Амана А.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Петрушина В.О. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Бояндин А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Кузнецова А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остались без попечения родителей. Решениями краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из их числа от 03.10.2018года Хирманова Т.И., от 24.12.2018 года Ефимова Д.А., от 16.12.2015 года Аман А.И., от 08.04.2015 года Петрушина В.О., от 18.09.2015 года Бояндин А.С., от 18.09.2015 года Кузнецова А.С. были включены в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и поставлены на учет нуждающихся в жилье на территории г.Минусинска Красноярского края, однако до настоящего времени жилыми помещениями они не обеспечены, своих собственных не имеют.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истцов и прокурора, свидетельствами о рождении истцов и их паспортами, документами подтверждающими отношение истцов к категории лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выписками на истцов из реестра о постановке в очередь на получение жилья, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за истцами и их родителями.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
С учетом изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и правомерными. То обстоятельство, что истцы включены в список лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье не свидетельствует о том, что их права не нарушены, так как жилыми помещениями они до настоящего времени фактически не обеспечены, каких-либо доказательств объективно подтверждающих возможность их предоставления администрация г.Минусинска суду не представила.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Решил:
Обязать администрацию Минусинска предоставить Хирмановой Татьяне Ибрагимовне, Ефимовой Дарье Александровне, Аману Антону Ивановичу, Петрушиной Виктории Олеговне, Бояндину Александру Сергеевичу и Кузнецовой Анастасии Степановне каждому на территории г.Минусинска по договорам найма специализированных жилых помещений благоустроенные жилые помещения площадью 33 кв.м. с допусками установленными ч.14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий Решение в окончательной форме 11.04.2019г.