ГОСТ Р 52142-2003
4.4.6 Психопрофпрактическая и психологическая работа должна способствовать формирова
нию у клиента потребности в психологических знаниях и желании использовать их для работы над
собой и своими проблемами, созданию условий для полноценного психического развития
личности на каждом возрастном этапе, своевременному предупреждению возможных нарушений в
становле нии и развитии личности клиента.
4.4.7 Психологические тренинги, как активное психологическое воздействие, должны быть
оценены их эффективностью в снятии последствий психотравмируюших ситуаций, иервно-психи-
ческой напряженности, привитии социально ценных норм поведения людям, преодолевающим
асоциальные формы жизнедеятельности, формировании личностных предпосылок для адаптации к
изменяющимся условиям.
4.4.8 Привлечение клиентов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения должно
обеспечиватьоказание им помощи ввыходе из состояния дискомфорта (если оно есть), поддержании
и укреплении психического здоровья, повышении стрессоустойчивости. уровня психологической
культуры, в первую очередь в сфере межличностных отношений и общения.
4.4.9 Экстренная (по телефону) психологическая и медико-психологическая помощь должна
обеспечивать: безотлагательное психологическое консультирование клиентов, содействие в мобили
зации их физических, духовных, личностных, интеллектуальных ресурсов для выхода из кризисного
состояния, расширении у них диапазона приемлемых средств для самостоятельного решения воз
никших проблем и преодоления трудностей, укреплении уверенности в себе, а также медико-пси
хологическое консультирование и помощь в определении предварительного диагноза, правильном
выборе лекарств и порядка их приема до прибытия вызванного врача.
4.4.10 Беседы, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологи
ческая поддержка жизненного тонуса должны обеспечивал, укрепление психического здоровья
клиентов, повышение их стрессоустойчивости и психической защищенности.
4.5 Качество социально-педагогических услуг
4.5.1 Соинально-педагогическое консультирование должно обеспечивать оказание квалифи
цированной помощи клиентам в правильном понимании и решении стоящих перед ними социаль
но-педагогических проблем (родительско-детских отношений, воспитания и развития детей и
подростков, формирования супружеских и семейных отношений, включая сексуальные, предупреж
дения и преодоления педагогических ошибок, межличностных отношений в семье и т. д.).
4.5.2 Социально-педагогическая диагностика и обследование личности должны быть проведе
ны с использованием современных приборов, аппаратуры, тестов и давать на основании всесторон
него изучения личности (взрослого или ребенка) объективную оценку ее состояния для оказания в
соответствии с установленным диагнозом эффективной педагогической помощи клиенту,
попавше му в кризисную или конфликтную ситуацию, установления форм и степени социальной
дезадапта ции детей, определения интеллектуального развития ребенка, изучения его
склонностей, степени готовности к школе и т. д.
4.5.3 Педагогическая коррекция должна обеспечивать оказание квалифицированной и эффек
тивной педагогической помощи родителям (в форме бесед, разъяснений, рекомендаций и т. п.) в
преодолении и исправлении допущенных ими педагогических ошибок или конфликтных ситуаций в
семье, травмирующихдетей, а также в исправлении неадекватных родительских установок и форм
поведения родителей при воспитании детей.
4.5.4 Организация досуга в учреждениях социального обслуживания должна быть направлена
на удовлетворение социокультурных и духовных запросов клиентов (как взрослых, так и детей). Она
должна способствовать расширению общего и культурного кругозора, сферы общения,
повышению творческой активности клиентов, привлечению их к участию в семейных и
детских праздниках, соревнованиях, к активной клубной и кружковой работе (а детей — и к
занятию спортом), к проведению других культурно-досуговых мероприятий.
4.5.5 Качество услуг, связанных с организацией получения или содействием в получении
образования инвалидами (в том числедетьми-инвалидами надому) в соответствии с ихфизическими
возможностями и умственными способностями, определяется тем. в какой степени созданные в
учреждениях или на дому условия для дошкольного воспитания детей-инвалидов и получения ими
школьного образования по специальным программам, а также для получения образования взрослы ми
инвалидами по специальным программам и сами программы способствуют успешному и резуль
тативному проведению воспитательной работы и обучению.
Условия должны быть созданы с учетом характера инвалидности, физического состояния
инвалидов и обеспечивать необходимые для них удобства в процессе воспитания и обучения.
8