ГОСТ Р 54888—2011
4
нарушения прав потребителей и принятия эффективных мер в пределах своей компетенции, в том
числе путем обжалования в установленном порядке действий (бездействия) органов государственной
власти и местного самоуправления и их должностных лиц.
7 Взаимодействие общественного объединения потребителей
с производителями товаров, работ или услуг
7.1 Общественные объединения потребителей создают условия для взаимодействия с произво-
дителями товаров, работ и услуг путем создания или использования переговорных площадок (круглых
столов, семинаров, конференций, дискуссий и др.).
7.2 Общественные объединения потребителей могут объединяться в одно юридическое лицо с
организациями бизнеса в случаях, когда уставной целью нового объединения является поиск баланса
интересов участников на товарном рынке. Такое объединение возможно лишь при условии обеспече-
ния равных прав участников в системе «потребители — бизнес».
7.3 Общественные объединения потребителей взаимодействуют с предпринимательскими и ком-
мерческими организациями на условиях равноправного партнерства.
7.3.1 При выявлении нарушений прав потребителей общественные объединения потребителей
должны информировать руководителя коммерческой организации о выявленных нарушениях и требо-
вать устранения нарушений в разумный срок.
7.3.2 Выполнение работ или оказание услуг для коммерческих организаций общественное объ-
единение потребителей должно осуществлять на основании договора, в котором четко определены
предмет и цена. Общественное объединение потребителей должно обеспечивать публичность дого-
воров с коммерческими организациями, в том числе путем отказа от включения в договор условий о
конфиденциальности, за исключением случаев, когда конфиденциальность вытекает из существа до-
говора и не нарушает интересы потребителей.
7.3.3 Договоры между общественными объединениями потребителей и коммерческими орга-
низациями могут содержать условие об использовании досудебных процедур урегулирования кон-
фликтов.
7.3.4 Общественным объединениям потребителей рекомендуется информировать коммерче-
ские организации о том, что заключение договора на выполнение работ или оказание услуг не может
трактоваться как отказ от предъявления претензий к данной организации при нарушении прав потре-
бителей.
7.3.5 Общественным объединениям потребителей рекомендуется принимать меры, чтобы исклю-
чить избрание в состав своих руководящих органов руководителей коммерческих организаций.
7.3.6 Уставы общественных объединений потребителей могут содержать запреты на принятие
денежных средств от коммерческих организаций в качестве благотворительных или спонсорских взно-
сов, а также в качестве оплаты за рекламу.
8 Взаимодействие с потребителями
8.1 Общественные объединения потребителей информируют граждан об их правах и способах их
защиты, проводят потребительские испытания товаров, работ и услуг, оказывают содействие в защите
нарушенных прав, выявляют и пресекают нарушения прав неопределенного круга потребителей, ана-
лизируют действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей и вырабатывают пред-
ложения по его совершенствованию.
8.1.1 Общественные объединения потребителей должны размещать в средствах массовой ин-
формации публикации о правах потребителей, участвовать в теле- и радиопрограммах, размещать
информацию о правах потребителей в сети Интернет.
8.1.2 Общественные объединения потребителей должны предъявлять иски в суды в целях пре-
сечения нарушений прав отдельных потребителей, а также неопределенного круга потребителей.
8.1.3 Общественным объединениям потребителей рекомендуется создавать службы консульти-
рования потребителей, в том числе через собственные информационные ресурсы в сети Интернет.
8.1.4 Общественным объединениям потребителей рекомендуется разрабатывать процедуры рас-
смотрения обращений и жалоб потребителей, включающие обязательное предоставление мотивиро-
ванного ответа по существу обращения потребителя.