ГОСТ Р 54888—2011
6
12 Проведение контрольных мероприятий (проверок)
12.1 Общественные объединения потребителей в рамках полномочий, предоставленных дей-
ствующим законодательством, проводят проверки соблюдения прав потребителей, правил торгового,
бытового и иных видов обслуживания в целях мониторинга соблюдения прав потребителей в конкрет-
ных сферах, устранения локального (единичного) нарушения прав потребителей либо устранения си-
стемного (массового) нарушения.
12.1.1 При проведении проверки общественное объединение потребителей может требовать
предоставления сведений и документов в объеме, определенном законодательством отдельному по-
требителю.
12.1.2 По результатам проверки составляется акт либо иной документ, в котором отражается ин-
формация о лицах, проводивших проверку, описываются методы проверки, а также фиксируются вы-
явленные в ходе проверки нарушения.
12.1.3 При выявлении в ходе проверки нарушений прав потребителей общественное объедине-
ние потребителей в зависимости от вида выявленного нарушения:
- направляет документ, составленный по результатам проверки, в уполномоченный орган государ-
ственного контроля и надзора;
- предъявляет в суд иск в защиту конкретного потребителя либо неопределенного круга потреби-
телей;
- информирует о результатах проверки органы местного самоуправления;
- информирует о выявленном единичном (локальном) нарушении продавца (собственника ком-
мерческого предприятия) любым доступным способом, например путем составления записи в книге
жалоб и предложений либо направления требования об устранении нарушений и др.
12.1.4 Общественному объединению потребителей рекомендуется вести учет проведенных кон-
трольных мероприятий по следующим характеристикам:
- место и время проведения проверки;
- вид и номер документа, составленного по результатам проверки;
- меры, принятые по результатам проверки.
12.2 Общественные объединения потребителей проводят мониторинги с целью изучения пред-
почтений потребителей, выявления проблем, с которыми сталкиваются или могут сталкиваться потре-
бители.
12.2.1 Мониторинг проводится по заранее разработанной программе с использованием методов
анонимной закупки, визуального наблюдения, а также изучения документов и материалов.
12.2.2 Результаты мониторинга должны быть доступны как потребителям, так и коммерческим
организациям, деятельность которых проверялась в ходе мониторинга.
12.2.3 По результатам мониторинга общественное объединение потребителей принимает меры
для устранения выявленных нарушений интересов потребителей, в том числе путем:
- разработки предложений по совершенствованию законодательства;
- разработки предложений по совершенствованию процедур предоставления услуги (особенно в
сферах услуг, предоставляемых субъектами монополий или органами власти);
- направления результатов мониторинга в уполномоченные органы государственной власти для
пресечения выявленных нарушений прав потребителей;
- принятия мер для привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей.
12.3 В случае выявления в ходе проверки нарушений системного характера (массовых наруше-
ний прав или интересов потребителей) общественное объединение потребителей разрабатывает и ре-
ализует план мероприятий по устранению выявленных нарушений, включающий:
- широкое информирование потребителей о выявленной проблеме;
- разработку рекомендаций для потребителей;
- разработку требований к коммерческим организациям по устранению допущенного нарушения;
- разработку предложений по совершенствованию нормативного регулирования в соответствую-
щей сфере.
13 Действия по предотвращению угроз
13.1 При выявлении в ходе контрольных мероприятий опасности для жизни, здоровья или иму-
щества потребителей общественное объединение потребителей принимает незамедлительные меры
для минимизации рисков и предотвращения причинения вреда потребителям.