ГОСТ Р 41.102-99
1.2Техническая служба удостоверяется в там, что при движении буксирующего транспортного средства
вперед происходит некоторое укорачивание УСУ.
2 Стабильность состава транспортных средств
В целях официального утверждения по разделам I и II уровень стабильности измеряют в ходе дорожных
испытаний, которые проводят в следующих условиях:
2.1 Условия проведения испытания
2.1.1 Условия нагрузки
2.1.1.1 Транспортные средства должны быть загружены таким образом, чтобы распределение массы груза
между осями соответствовало требованиям предприятий —изготовителей данных транспортных средств; если
предусмотрено несколько вариантов нагрузки наоси. то распределение максимальной массы среди осей должно
быть таким, чтобы масса, приходящаяся на каждую ось. была пропорциональна максимальной массе,
допустимой для каждой оси.
2.1.1.2 Высота расположения центра тяжести транспортных средств должна быть нс менее 1,7 м.
Фактические условия нагрузки должны быть указаны в протоколе испытаний. Если транспортные
средства сконструированы таким образом, что их центр тяжести расположен на высоте менее 1.7 м, испытание
можно проводить по усмотрению компетентного органа, предоставляющего официальное утверждение, при
более низком расположении. В этом случае максимальную высоту расположения центра тяжести указывают на
информационной табличке, предусмотренной в 5.1.1.5.
2.1.2 Испытание проводят при скоростях, предписанных для каждого вида испытаний.
Если максимальная расчетная скорость транспортного средства ниже скорости, предусмотренной для
испытания, то испытание проводят при максимальной скорости транспортного средства.
2.1.3 Дорога должна быть горизонтальной и иметь покрытие, обеспечивающее хорошее сцепление.
2.1.4 Испытания следует проводить при отсутствии ветра, который мог бы поил пять на их результаты.
2.1.5 В начале испытания шины должны быть холодными, и давление в них должно соответствовать
требованиям предприятия —изготовителя транспортных средств или шин в отношении нагрузок, козорые
фактически действуют на колеса транспортного средства в неподвижном состоянии; для испытаний используют в
основном новые шины.
2.1.6 Предписанные характеристики должны бытьдостигнуты без резонансных реакций, без отклонения
транспортных средств от направления их движения и без аномальной вибрашш в рулевом управлении и в
системе сиепки.
2.2 Испытания на устойчивость движения по прямой линии
2.2.1 Транспортные средства испытывают при скорости <85* s) км/ч и сохраняют расположение на одной
линии. В ходе испытания при движении транспортного средства по прямолинейному участку дороги следует
исключить необходимость осуществления водителем дополнительных корректирующих операций управления.
2.2.2’* Испытание на аварийное торможение по прямой линии на скорости 60 км/ч до полной остановки
при среднем полном замедлении нс менее 4 м/с2нс должно приводить к выходу состава транспортных средств
за пределы полосы движения шириной 3.5 м.
2.2.3 Движение с места вперед с ускорением не менее 2 м/с2 нс должно вызывать никаких смешений
между транспортными средствами, которые могли бы затруднить управление водителем этим составом
транспортных средств. (Если ускорение, предписанное для данного испытания, не может быть достигнуто этим
составом транспортных средств, то испытание проводят при максимально возможном ускорении).
2.2.4 В ходе этих испытаний нс должно быть никаких остаточных деформаций.
2.3 Изменение полосы движения
2.3.1 Определенный в дополнении маневр, имитирующий обгон и проводящийся врежиме постепенного
увеличения скорости до 80 км/ч. не должен затруднять каким-либо образом управление водителем составом
транспортных средств.
2.3.2 При переходе с одной стороны трека на другую, выполняемом на скорости 20 км/ч поочередно не
менее трех раз посредством как можно более резкого и крутого поворота рулевого колеса, нс должно
происходить соприкосновения транспортных средств либо повреждения УСУ (при ширине трека 10 м).
3 Движение но кругу
3.1 Остановленный состав транспортных средств, расположенных на одной линии, начинает движение
но кругу радиусом 25 м на скорости 20 км/ч с ускорением 2 м/с2± 10
%.
Такое движение нс должно вызывать
никаких Смещений между транспортными средствами, которые могли бы затруднить управление водителем
этим составом транспортных средств.
3.2 После того, как движение буксирующего транспортного средства и прицепа станет устойчивым,
состав необходимо повернуть таким образом, чтобы внешний передний край буксирующего транспортного
средства описал окружност ь радиусом 25 м при постоянной скорости 5 км/ч. Посте этого измеряютокружность.
11 Техническая езужба принимает во внимание преобладающее расположение транспортных средств в
составе.
13