С. 18 ГОСТ 8838-81
3.3.13. Соединения типов I и II с другой стандартной гайкой для обеспечения специальных требований,
при применении гаек-домкратов и гаек с приварной или съемной крышкой и ребрами жесткости.
3.3.14. Соединения типа IV с установочным зазором а, между торнами соединяемых валов (см. черт. 4
настоящего стандарта), если один из них является ироставочным или концевым.
При необходимости зазора на наружной поверхности гильзы над ним следует предусматривать кольцевую
проточку глубиной Лм(см. таблицу в приложении 4). а в ступице над проточкой предусматривать отверстие для
выпуска монтажного масла.
3.4.С о с д и н е н и я с к о н с т р у к т и в н ы м и о с о б е н н о с т я м и , п о в ы ш а и ш и м и т е х
н и к о - э к о н о м и ч е с к у ю э ф ф е к т и в н о с т ь их п р и м е н е н и я
3.4.1. Соединения с диаметром большего основания конуса вала (см. типы 1—III) или конна вала (см.
тип IV) D. кратным 5 при D £ 250 мм и кратным 10 при D > 250 мм, выполняемые по заказу внешнеторговой
организации.
3.4.2. Соединения с деталями из других материалов взамен указанных в пи. 3.1.13; 3.2.13; 3.3.12; 3.3.13 и
4.10 настоящего стандарта в целях:
внедрения новых материалов;
применения заменителей.
3.4.3. Соединения типов И—IV со встроенным ломкратным устройством при одиночном применении
конического соединения в составе водопровода или по заказу внешнеторговой организации.
3.4.4. Соединения типов I и II с конусностью нс более 1:10 при шпоночном и нс более 1:15 при
бесшпоночном выполнении.
Исполнения применяют при разработке и изготовлении соединений предприятием заказчика при
целесообразности унификации конусностей, принятых в валопроколах эксплуатирующихся у него судов.
3.4.5. Соединения типа I со шпоночным пазом на конусе вала без ложкообразной разделки носовою
конца при диаметрах большего основания конуса вала D S 100 мм или с другой формой его окончания.
3.4.6. Соединения типа II с фланцевой полумуфтой без колокола при отсутствии необходимости в
раскатке валов при сборке—разборке валопровода в целях уменьшения трудоемкости се изготовления.
3.4.7. Соединения со ступицей без маслораспределительных канавок при сборке—разборке без подачи
масла на контактные поверхности, в основном, при диаметрах большего основания конуса вала (см. типы I—
III) или конца вала (см. тип IV) I) £ S0 мм. а также на участках с двумя и более шпонками.
3.4.8. Соединения типа I с концевой гайкой исполнения 1 без крышки с обеспечением гидроизоляции
резьбы хвостовика и гайки способом, равноценным уплотнению стыка гайки со ступицей гребного винта.
3.4.9. Соединения типов I и II с концевой гайкой но ГОСТ 5915 и ГОСТ 10605 с применением опорной
шайбы.
3.4.10. Соединения с монтажными узлами оригинального исполнения мри применении имеющейся или
покупной технологической оснастки для их сборки и разборки.
3.4.11. Соединения типа II с длиной конуса конца вала L - 1,5 D и большим диаметром сгушшы d6 =
= 1,45 D. мм. для судов, строящихся предприятиями Минрсчфлота.