С. 16 ГОСТ 8838-81
ПРИЛОЖЕНИЕ I
Обязательное
КОНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ С КОНСТРУКТИВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ИСПОЛНЕНИЯ
1. Общие положении
1.1. Необходимость выполнения конических соединений, установленных настоящим стандартом, с
конструктивными особенностями, учитывает:
отраслевую специфику изготовления, эксплуатации н ремонта судовой техники;
специальные и функциональные требования к соединениям;
технико-экономическую целесообразность внугрииросктной и внутризаводской унификации изделий, а
также технологических упрощений;
требования безопасности эксплуатации;
перспективность иди эффективность применения:
развитие международного технико-экономического сотрудничества.
1.2. Конические соединения с конструктивными особенностями исполнения следует применять, руко
водствуясь указаниями ни.
2
и 3.
2. Условия применения конических соединений с конструктивными особенностями исполнения
2.1. Условия дальнейшего применения конических соединений, применявшихся до 01.01.83 г. в водопро
водах достраивающихся серий судов, а также при их модернизации, переоборудовании и ремонте, определяют
главный конструктор проекта и представитель заказчика судна.
2.2. Условия дальнейшего применения элементов конических соединений, применявшихся до 01.01.83 г.
в присоединительных устройствах достраивающихся серий главных судовых двигателей, движителей, редукто
ров и упругих муфт, а также при их модернизации и ремонте, определяют главный конструктор изделия и
представитсяь министерства-потребителя.
2.3. Условия применения элементов конических соединений иностранною производства, а также
соединений, соответствующих лицензиям, патентам и авторским свидетельствам, устанавливает главный
конструктор судна по согласованию с заинтересованными предприятиями по указанию базовой (головной)
организации по стандартизации.
2.4. Ука зания об условиях, допускающих разработку и применение соединений с конкретными конструк
тивными особенностями, а также перечень их исполнений, приведены в и. 3.
2.5. Конкретное конструктивное исполнение соединений, перечисленных в п. 3, должно быть согласо
вано с организациями и предприятиями, рассматривающими техническуюдокументацию на изделие в процессе
его разработки, с учетом изложенного в п. 1.2.7 настоящего стандарта.
3. Условия разработки и применения коничеекнх соединений с конструктивными особенностями
и перечень их исполнений
3.1. Соединениясконструктивны миособенностями,увеличивающими
з а п а с н е с у щ е й с п о с о б н о с т и я
0
3.1.1. Соединения типа 1 с диаметром большего основания конуса вала I). равным наружному диаметру
его облицовки.
3.1.2. Соединения с прессовыми втулками, устаноатсннымн внутри полого конца вала по всей его длине.
Окончательную обработку конца вала в таких случаях Следует производить после установки втулок.
3.1.3. Соединения типов I—IV с гильзой, изготовленной из материала, который н паре с материалами
нала и ступицы позволяет увеличить коэффициент трения ц, между ними (см. приложение 3).
Установка гильз в соединениях тина I на судах, поднадзорных Регистру СССР, не допускается.
3.1.4. Соединения типов I и II шпоночно-прессового исполнения с уменьшенным зазором между
шпонкой и боковой гранью шпоночного паза ступицы, позволяющим увеличить контактное давление в
соединении до предельного значения, допускаемого прочностью вала.
3.1.5. Соединения типов I и II шпоночно-прессового исполнения с двумя-тремя короткими концевыми
шпонками, без применения натяга на участке ихрасположения ис предельнодопустимым натягом на остальном
участке сопряжения вала и стушшы.
3.1.6. Соединения типа I шионочно-прсссового исполнения с углубленными в нал закруглениями в углах
шпоночного паза вала и с соответствующим уменьшением угловых шпоночных фасок.
3.2. Соединениясконструктивнымиособенностями,увеличивающими
д о л г о в е ч н о с т ь вала и п р е д о т в р а щ а ю щ и м и п р о я в л е н и я ф р с т т и н г - к о р р о з н и в
с о п р я ж е н и и е г о с о с т у п и ц е й с о е д и н е н и я .
(Измененная редакция. Изм. Ne
2
).