ГОСТ Р 54418.23—2019
3
3.1.23 расчетная нагрузка: Выдерживаемая лопастью нагрузка с учетом частных коэффициен-
тов безопасности.
3.1.24 смещение лопасти: Смещение в направлении, параллельном плоскости несущей поверх-
ности и перпендикулярном к продольной оси недеформированной лопасти.
Примечание — Смещение лопасти представлено на рисунке 2.
3.1.25 собственная частота: Частота собственных колебаний упругой системы после начального
возмущения.
3.1.26 статическое испытание: Испытание с приложением одного цикла нагрузки без проявле-
ния динамических эффектов.
3.1.27 стреловидность: Кривизна лопасти в плоскости смещения лопасти в ненагруженном со-
стоянии.
3.1.28 хорда: Отрезок прямой, соединяющий переднюю и заднюю кромки лопасти и лежащий в
рассматриваемом сечении.
3.1.29 целевая нагрузка: Расчетная нагрузка, являющаяся наилучшей в качестве испытательной.
3.1.30 частные коэффициенты безопасности: Коэффициенты, применяемые к нагрузкам и со-
противлению материала, для расчета погрешности измеренных величин.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
F
a
— усилие сдвига в плоскости (координаты хорды);
F
b
— усилие сдвига к кромке (координаты хорды);
F
c
— усилие сдвига по размаху (координаты хорды);
F
x
— усилие сдвига от лопасти (координаты главного вала);
F
y
— усилие сдвига опережения-запаздывания (координаты главного вала);
F
z
— усилие сдвига по размаху (координаты главного вала);
M
a
— крутящий момент к кромке (координаты хорды);
M
b
— крутящий момент в плоскости (координаты хорды);
M
c
— торсионный момент лопасти (координаты хорды);
M
x
— крутящий момент опережения-запаздывания (координаты главного вала);
M
y
— крутящий момент от лопасти (координаты главного вала);
M
z
— торсионный момент лопасти (координаты главного вала).
4 Системы координат
Во время прочностных испытаний применяют две различные системы координат. Система коор-
динат, связанная с направлением локальной хорды лопасти, приведена на рисунке 1. Система коорди-
нат, связанная с общим направлением плоскости главного вала, приведена на рисунке 2.