ГОСТ Р 54418.23—2019
9
F
target-u
= F
du
∙
g
nu
∙
g
su
∙
g
lu
,(1)
где F
du
— расчетная нагрузка (включая коэффициент нагрузки
g
f
, см. 8.2.1);
g
nu
— частный коэффициент последствий отказа (см. 8.2.3);
g
su
— коэффициент испытательной нагрузки, учитывающий вариацию лопастей (см. 8.3.1);
g
lu
— коэффициентиспытательной нагрузки, учитывающий влияние окружающей среды (см. 8.3.3).
Целевую нагрузку F
target-f
для испытания на усталость вычисляют по формуле
F
target-f
= F
df
∙
g
nf
∙
g
sf
∙
g
ef
∙
g
lf
,(2)
dff
где F — расчетная нагрузка, эквивалентная разрушающей (с учетом коэффициента нагрузки γ , см.
8.2.1);
sf
g
nf
— частный коэффициент последствий отказа (см. 8.2.3);
g
— коэффициент испытательной нагрузки, учитывающий фактическое отличие лопастей
(см. 8.3.1);
ef
g
— коэффициент испытательной нагрузки, учитывающий погрешность определения накоплен-
ной усталости (см. 8.3.2);
g
lf
— коэффициент испытательной нагрузки, учитывающий влияние окружающей среды.
9 Определение испытательной нагрузки
9.1 Общие положения
Для каждого испытания нагрузка должна быть отражена в плане испытания. Должна быть обе-
спечена необходимая информация, позволяющая оценить испытательную нагрузку относительно це-
левой нагрузки. Должны быть заданы шесть компонентов нагрузки, включая фазу и частоту, для гене-
рирования комбинированных условий нагрузки. Должна быть четко определена относительная система
координат для компонентов нагрузки (см. раздел 4). Большой прогиб лопасти во время испытания,
как правило, приводит к изменению направления и увеличению нагрузки (см. приложение А). Эффект
изменений направления нагрузки должен быть корректно учтен при подготовке планов испытания, от-
четов и определения погрешности по 10.1.3.
Необходимо определить значение испытательной нагрузки с учетом того, что при испытании долж-
но быть подтверждено, что лопасть способна выдерживать целевую нагрузку. Необходимо проверить,
на каких участках лопасти испытательная нагрузка равна или превышает целевую. Поскольку отличие
целевой и испытательной нагрузок зависит от участка лопасти, то оценку следует выполнять на всех
областях лопасти, подвергающихся испытанию (примеры см. в приложении C).
Нагрузки на критические механические и электрические подсистемы, такие как тормоза и компо-
ненты защиты от возгорания, часто отличаются по характеристикам от общей нагрузки на лопасти, и
могут потребоваться дополнительные уточнения и специальные испытания. Маловероятно, что для
оценки целостности подсистемы достаточные условия нагрузки будут обеспечены стандартными ис-
пытаниями. Для моделирования специальных условий нагрузки могут потребоваться дополнительные
испытания, включая кручение и радиальную нагрузку. Для систем, отказы которых могут привести к
небезопасному функционированию установки, могут потребоваться дополнительные проверки соответ-
ствующего уровня целостности конструкции. Суммарное повреждение не должно приводить к функци-
ональным отказам подсистем. Нагрузки для испытаний подсистем лопастей в настоящем стандарте не
рассмотрены.
9.2 Влияние нагрузки
Если испытательная нагрузка сконцентрирована на ограниченном числе участков лопасти, эти
участки могут быть перегружены или повреждены. По этой причине данные, полученные на этих участ-
ках лопасти, не включают в общий анализ или оценку результатов. Длина (в продольном направлении)
поврежденных участков может быть оценена вычислениями или измерениями.