ГОСТ Р 54418.23—2019
16
Приложение B
(справочное)
Области испытаний
Для испытаний определяют потенциально критичные области:
- внутренняя часть лопасти от пролета в сторону секции, где свойства изменяются ступенчато;
- части лопасти, в отношении которых расчет показывает минимальный коэффициент запаса по прогибу,
прочности, продолжительности накопленной усталости;
- если использовано аэродинамическое устройство торможения (или другое устройство), часть лопасти, вза-
имодействующая с этим устройством, особенно в месте, где устройство влияет на прочность.
Независимо от используемого метода испытаний, достичь правильного распределения нагрузки на наиболее
удаленном участке лопасти достаточно сложно. В большинстве случаев это не является основной проблемой, по-
скольку запас безопасности у лопасти обычно растет при приближении к границе лопасти.
Учитывая, что результаты испытания наиболее удаленных участков лопасти могут быть менее значимы из-за
большого запаса безопасности, проблема правильного распределения нагрузки может быть решена отрезанием
кончика лопасти перед испытанием.
Как правило, при отрезании кончика должна остаться достаточно большая часть лопасти для возможности
испытания секций с меньшим запасом безопасности. Допускается также увеличить испытательную нагрузку в дру-
гой части лопасти, принципиально схожей с участком с минимальным запасом безопасности, в соответствии со
следующим расчетом.
Испытательные нагрузки увеличивают на коэффициент увеличения нагрузки f, вычисляемый по формуле
f
=
S
ref
,(B.1)
S
min
ref
где S— запас безопасности в секции, выбранной для проверки прочности, с самым низким коэффициентом без-
опасности;
S
min
— запас безопасности в секции с самым низким запасом безопасности.
Формулу (В.1) используют для каждого типа повреждения, а максимальное значение f применяют при опре-
делении испытательных нагрузок.