ГОСТ Р 54418.23—2019
12
10.1.6.3 Нагрузка, не действующая через ось упругости из-за прогиба, скручивания или настроек
испытательного оборудования, будет создавать в лопасти крутящие моменты. Эти моменты могут быть
значительными и должны быть учтены при определении испытательной нагрузки. Применяемые на-
грузки могут быть целенаправленно компенсированы созданием рассчитанного крутящего момента по
оси упругости.
10.2 Статические испытания
10.2.1 Испытание с применением статических нагрузок используют для получения двух типов дан-
ных. Первый набор данных характеризует способность лопасти сопротивляться нагрузке, на которую
она была рассчитана. Второй набор данных характеризует напряжение и изгиб лопасти, вызванные
приложенными нагрузками. Для удобства все данные получают во время одного и того же статического
испытания, что не является обязательным требованием.
10.2.2 Во время испытания статической нагрузкой измеряют и документируют следующее:
- величину и направление приложенной(ых) нагрузки(ок) при пяти значениях диапазона испыта-
тельной нагрузки (см. 10.2.3);
- время для обеспечения минимального времени воздействия нагрузки (см. 9.3).
10.2.3 Напряжение на комеле лопасти измеряют предпочтительно датчиками в заданных обла-
стях напряжения в одном или более направлениях. Как минимум испытанию подвергают:
- основные конструктивные элементы, испытывающие несущую нагрузку (полки лонжерона, не-
сущие балки), в верхней и нижней плоскостях корпуса лопасти в четырех поперечных сечениях. Напря-
жение измеряют вдоль продольной оси лопасти;
- заднюю и переднюю кромки в положении максимальной длины хорды и в половине длины. На-
пряжение обычно измеряют в направлении, параллельном кромкам лопасти;
- узлы в районе комеля лопасти и узлы с вычисленным высоким напряжением. Для измерения
напряжения сдвига обычно применяют тензодатчики;
- два наиболее нагруженных соединяющих болта, если болты включены в интегрированную об-
ласть испытания. Испытания проводят на растяжение и сдвиг.
Другими важными областями измерения напряжения на лопасти являются области, в которых
присутствуют геометрические стыки и критические элементы или области с ожидаемым высоким на-
пряжением.
Расположение и ориентацию каждого измерения напряжения документируют. Измерение напря-
жения выполняют минимум при пяти значениях диапазона испытательной нагрузки.
10.2.4 Прогиб измеряют в нескольких точках, соответствующих напряженному состоянию лопа-
сти, но не менее чем в трех областях. Прогиб от крыла измеряют на достаточном числе участков и с
достаточно высокой нагрузкой для подтверждения проектного расчетного прогиба лопасти.
10.3 Испытание на усталость
При испытании на усталость измеряют и документируют:
- число циклов;
- значения параметров испытания лопасти (например, нагрузка, прогиб, ускорение, напряжение).
При испытании проверяют работоспособность датчиков. Если при испытании датчик или обору-
дование выходят из строя, то оценивают критичность этого события для результата испытания; все,
что критично, исправляют или заменяют. Для подтверждения достоверности оценки испытания на уста-
лость жесткость лопасти в ходе испытания должна быть проверена несколько раз (например, пять раз) и
задокументирована.
10.4 Испытания других параметров и характеристик лопасти
10.4.1 Определяют массу лопасти и расположение центра тяжести по размаху с учетом элементов
лопасти (например, болты комеля).
10.4.2 Как минимум измеряют первую и вторую собственные частоты плоскости и первую частоту
кромки. Масса испытательного оборудования может влиять на результат измерения собственной часто-
ты лопасти.
10.4.3 Может возникнуть необходимость в проведении испытаний других характеристик лопасти.
Эти испытания могут включать в себя следующее (но они не ограничиваются этим перечнем):
- демпфирование;